Примерное время чтения: 6 минут
53

Зачем Путин летал через океан: на футбол или на «тайную вечерю»?

Пётр Романов.
Пётр Романов. Светлана Санникова

По официальной версии, озвученной г-ном Пушковым, визит президента Путина в Латинскую Америку — это «ответ на попытки США изолировать Россию». По неофициальной версии бабушки из соседнего подъезда, наш президент полетел «посмотреть футбол». Согласно политико-правовой теории, такой разброс мнений называется «плюрализмом».

Признаюсь, обратил внимание на визит только после слов бабушки, а по времени это как раз произошло тогда, когда Путин по дороге из Гаваны в Буэнос-Айрес неожиданно решил заскочить ещё и в Никарагуа. И, честно говоря, прочитав информационную ленту, я поначалу встал на сторону соседки. Одно дело недавний визит Путина в Китай — это серьёзно. А вот беседа в аэропорту Манагуа с бывшим сандинистом Ортегой о поставках в Никарагуа отечественной сельхозтехники — это… ну, вы сами понимаете. Разве что в истории дипломатии будет теперь записано, что российский президент впервые посетил эту страну в 2014 году.

Правда, любители конспирологии тут же вспомнили о грандиозных планах строительства в Никарагуа канала между Тихим океаном и Атлантикой — альтернатива стратегическому Панамскому каналу. Видел даже завиральную версию, что Вашингтон затеял всю возню вокруг Украины, чтобы отвлечь Россию как раз от этого проекта. Хотя на самом деле это китайские деньги и китайские интересы: Ортега уже отдал планируемый канал в концессию на 50 лет гонконгской компании HKND Group. Так что «нас тут не стояло». А если и стоим в этом проекте, то в третьем ряду с края за пальмой.

Но, отступив на шаг назад, понял, что визит всё-таки не «футбольный». Скажем, на Кубе Путин провёл часовую встречу, причём без свидетелей (даже Пескова не пустили) с патриархом мировой политики Фиделем Кастро. Журналисты уже окрестили эту встречу «тайной вечерей». И, на мой взгляд, уместно. Фидель, разумеется, не Христос, но голова у него, несмотря на солидный возраст, работает отлично, а уж опыта больше, чем у любого политика современности. Уж что-что, а нюансы американской политики Фидель знает досконально. Да и кубинская разведка в США работает (и эффективно работает) не первое десятилетие. Так что советы и прогнозы кубинского оракула лишними для Путина, полагаю, не были.

Что же до прочих деталей визита на Кубу, то их легко найти в протокольных отчётах. Где-то гости что-то возложили, где-то что-то сказали, где-то вежливо выслушали. Ну и разумеется, подписали ряд заранее подготовленных документов. Один из них для кубинцев, испытывающих проблемы с энергетикой, особенно важен: это договор с Интер РАО о строительстве четырёх энергоблоков для ТЭС «Максимо Гомес» и «Восточная Гавана».

Не обошлось и без традиционной русской подарочной матрёшки: Россия списала 90 % кубинского долга, а это порядка 35 миллиардов долларов. Бабушке это бы точно не понравилось. Однако жадничать не имело ни малейшего смысла, поскольку шансов на выплату этой задолженности не было никаких. А красивый жест, он и в Латинской Америке ценится.

К тому же латиноамериканцы, могу это засвидетельствовать, очень памятливые люди. И на добро, и на зло. Может, поэтому в регионе так не любят «гринго» — американцев. Всё-таки история отношений с северным соседом полна вторжений и переворотов. Да и не по одному разу. Неслучайно американский президент Томас Джефферсон однажды сказал: «Я просто трепещу за свою страну, когда подумаю, что бог справедлив». Так что, простив долг Кубе, Путин на самом деле сделал неплохую инвестицию в память латиноамериканцев.

А вот зарабатывать реальные деньги президент отправился уже в Аргентину. Хотя здешняя экономика и переживает сегодня сложнейший период. Буквально несколько дней назад один из американских судов принял решение, из-за которого Буэнос-Айрес оказался в состоянии технического дефолта. Страна не может рассчитываться с кредиторами, пока не погасит долг по иску двух инвестиционных компаний. Из-за спорных полутора миллиардов долларов успешно развивавшаяся в последние годы аргентинская экономика оказалась на пороге кризиса. Но соглашения, подписанные Путиным в Буэнос-Айресе, долгосрочные, дорогостоящие и разноплановые. Так что эти договорённости, пусть и не сразу, но обязательно выстрелят. Плюс соглашение, которое позволит «Росатому» участвовать в тендере на сооружение третьего энергоблока АЭС «Атуча», что тоже сулит большие деньги.

Поговорили и о политике. Аргентина — та редкая страна, которая на крымские события отреагировала адекватно и даже не без язвительности, напомнив Лондону о своих Мальвинских островах (они же Фолклендские). Логика президента страны Кристины Киршнер железная: почему Вашингтон считает, что англичане могут себе забрать спорные острова на основании референдума, а Москва, сделав то же самое, не может? Поэтому уверен, обед (или что там у них было) два президента провели в приятной беседе.

Визит в Бразилию, как известно, был использован и для длительной дискуссии с Меркель по поводу Украины. По словам Пескова, обе стороны пришли к выводу, что ситуация там «деградирует». Не исключаю, что Путин и Меркель вкладывают в это слово разные оттенки, но в любом случае это констатация того, что с приходом к власти Порошенко положение на Украине не улучшилось, а ухудшилось. Ну что же, хоть какое-то взаимопонимание.

Что же до самой Бразилии, находящейся сегодня в глубоком трауре, то тут Путин сделал всё, что мог — забрал злосчастную эстафетную палочку чемпионатов мира по футболу из горестно опустившихся бразильских рук. Чтобы хотя бы она не напоминала о страшном табло 7:1.

Наконец, с этой эстафетой в кармане российский президент отправился в город Форталезу на главное событие — саммит стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика), где и нашёл немало доброжелательных и внимательных слушателей. Особенно на тему вреда, который несёт с собой однополярный мир. Собственно, говорить на эту тему Путин начал ещё до отлёта в Новый Свет в своём интервью, посвящённом саммиту.

Как было сказано: современный мир многополярен, сложен и динамичен, поэтому попытки (чьи попытки — это понятно) построить модель международных отношений, в которой все решения принимались бы в рамках единственного полюса, неэффективны и в конечном счёте обречены на неудачу.

Как очевидно из сказанного выше, лучшего места, чем Латинская Америка, чтобы ещё раз озвучить эту мысль, найти было трудно.

Иначе говоря, удачный визит. И финал на «Маракане» президент посмотрел, и «гринго» с саммита БРИКС отправил многозначительный привет. Вот и выходит, что правы были оба: и г-жа бабушка, и г-н Пушков.

Редкий случай, но и такое бывает.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (8)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах