«АиФ» открывает новую рубрику, посвящённую ответам на самые актуальные вопросы по реформе Конституции. Свои разъяснения будут давать члены рабочей группы по обсуждению поправок в Основной закон, известные юристы и политологи.
На читательские вопросы мы попросили ответить члена Общественной палаты РФ, руководителя Фонда исследования проблем демократии Максима Григорьева.
Сроки не обнуляются
Глеб Иванов, «АиФ»: Правда ли, что изменённая Конституция даст возможность Путину баллотироваться ещё на два срока, «обнулив» все предыдущие правила?
Максим Григорьев: Нет, это совершенно не так. Поправка в Конституцию, которая убирает слово «подряд» из ограничения в два президентских срока, вовсе не означает «обнуления» сроков действующего главы государства и «нового отсчёта». Кстати, президент и сам выступает против практики неограниченного руководства, как это было в позднесоветский период. Ограничение максимального числа сроков замещения одним и тем же лицом должности президента двумя сроками, периодические выборы — это условие динамического политического развития России, реализации права граждан на участие в управлении делами государства.
— Смогут ли жители Крыма баллотироваться на пост президента?
— Жители Крыма получат возможность баллотироваться на пост президента страны наравне с остальными российскими гражданами, невзирая на ограничение для кандидатов на должность президента — иметь стаж 25-летнего проживания на территории России. Исключение составят только лица, имеющие двойное гражданство.
В части 2 статьи 81 Конституции предусматривается исключение, согласно которому требование к кандидату на должность президента об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан РФ, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в состав России в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в РФ государства или территории части государства.
Новый баланс власти
— Поправки приведут к усилению власти президента, а не к демократизации, как это декларировалось. Разве нет?
— Нет, это совершенно не так. Напротив, в результате поправок происходит донастройка системы разделения властей. Как Совет Федерации, так и Госдума приобретают дополнительные полномочия. кроме того, в Конституции закрепляются дополнительные социальные гарантии.
Нижняя палата получает право не просто давать согласие, а утверждать представленную президентом кандидатуру председателя правительства. Помимо этого Дума также наделяется полномочиями по утверждению вице-премьеров, ряда федеральных министров.
Полномочия Совета Федерации расширяются в части, касающейся назначения руководителей «силовых ведомств», а также региональных прокуроров. Назначение лиц на указанные должности будет производиться президентом после консультаций с палатой регионов. Таким образом, представительные органы будут в большей степени вовлечены в процесс формирования системы органов публичной власти.
Демократизация, которую несут с собой поправки, выражается также и в том, что укрепляется социальный характер государства. На уровне Конституции закрепляются значимые социальные гарантии прав граждан на индексацию социальных выплат.
— Как и кто определял состав рабочей группы? Почему в ней так мало юристов и так много знаменитостей, которые не являются профессионалами в вопросах юрисдикции?
— Для кого пишется Конституция? Для людей. Необходимо учесть голос каждой из значимых групп населения. Отсюда такое разнообразие представительства профессий, жанров деятельности, регионов в составе рабочей группы. В её состав входят девять членов Общественной палаты РФ, представители различных институтов гражданского общества, общественных организаций.
Как отметил президент на встрече с членами рабочей группы, для работы над поправками нужны не только профессиональные знания, но и политический, жизненный опыт.
Конституция должна отражать общественный запрос, выражать интересы всех граждан России, представителей различных групп населения, различных профессий и сфер деятельности.
Порог явки не требуется
— Почему не проводится референдум, не собирается конституционное собрание? Зачем нужно голосование по Конституции, если изменения в неё вносятся незначительные?
— Проведение референдума и работа Конституционного собрания требуются при изменении 1, 2 и 9-й глав Конституции — тех глав, где прописаны фундаментальные основы конституционного строя России. Однако предложенное главой государства обновление Конституции этого не требует, поскольку не затрагивает вышеупомянутых частей документа.
Проведение общероссийского голосования проходит по инициативе президента для того, чтобы провести широкое обсуждение поправок, «свериться» с точкой зрения граждан, выявить общественный запрос, общественное согласие на соответствующие изменения.
Например, наша система общественных палат в каждом из регионов провела такие обсуждения с гражданским обществом. Появились и интересные предложения, которые сейчас обсуждаются.
В состав рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок входят представители различных институтов гражданского общества, общественных организаций. Такая форма работы над поправками является уникальной. Неформальный подход к выявлению мнения граждан на стадии подготовки изменений в Основной закон позволит подготовить текст, который в максимальной степени отражает интересы граждан.
— Будет ли голосование по поправкам в Конституцию считаться состоявшимся, если придут менее 50% населения? Будет ли в бюллетене графа «воздержался»?
— Количество граждан, которые примут участие в голосовании, естественно, будет отражать уровень поддержки предложенных инициатив.
Повторюсь, с юридической точки зрения голосование по изменениям в главы 3–8 Конституции не является обязательным. Поэтому требования по вопросам явки, формы бюллетеня и другие условия, применяемые к референдуму, на общероссийское голосование распространяться не будут, если иное не будет предусмотрено федеральным законом. Детали, касающиеся формы и порядка проведения голосования, в настоящее время прорабатываются. Главными требованиями к организации голосования станет наличие общественного контроля за ним, его открытость и прозрачность. Именно поэтому сейчас рабочая группа Общественной палаты РФ по мониторингу реализации избирательных прав граждан, которую я возглавляю, совместно с региональными общественными палатами уже ведёт работу по тому, чтобы на каждом участке для голосования находились независимые наблюдатели.