Руководитель Добровольческого движения «Даниловцы» и Школы социального волонтерства Юрий Белановский:
В 2008 году Патриарх Алексий благословил внести в месяцеслов еще один день памяти святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси - 18 ноября. День был выбран не случайно – именно 18 ноября 1917 года Тихон был избран на патриарший престол.
Я знаю и вижу, что для обычных наших граждан патриаршество — это что-то типа царства. Патриарх — тот, кто восседает на троне, кому подобает слава и честь. Патриаршество — это отголосок архаичных времен и архаичных отношений, это церемониалы и особый этикет, это торжество и яркость богослужения, это потрясающая красота одежд (облачений), это какие-то весомые официальные речи, это серьезное слово в политике, в общественной жизни, это первые каналы телевидения и первые полосы газет, это спецтранспорт и «мигалки». Патриаршество — чуть ли не вторая роль в государстве, это даже символ русскости и своего рода гарант российскости.
На фоне этого трудно говорить о патриаршестве по существу. Формальную сторону, конечно, объяснить несложно, об этом шла речь в одной из прошлых заметок. Сложнее представить патриаршество в своей глубине и ответственности. И, по-моему, лучше всего для этого подходит знакомство с жизнью и служением Патриарха Тихона, правда, с одной оговоркой.
Есть святые, в отношении которых можно не знать ничего, кроме свидетельств об их личной жизни, кроме каких-то знаков или проявлений их внутреннего мира, кроме слов их молитвы, или откровений об их отношениях с Богом. Это может очень сильно обогатить верующего человека, помочь ему. Но когда мы говорим о служении Патриарха, то характеристики личности и приоткрытых тайн внутренней жизни не достаточно. Тут очень важно знать контекст, историю, происходящее и в стране, и в обществе. Патриарх стоит на пересечении многих граней жизни: и духовной, и общественной, и политической, и экономической.
Патриарху Тихону довелось жить и управлять Русской Церковью не только на рубеже двух эпох или в период перемен, но прежде всего во время невероятных бедствий, страданий, братоубийства, небывалых гонений на Церковь, гонений не только бесчеловечных, но и бесправных, бессмысленных и, воистину, сатанинских. Вся мощь государства и вся ненависть простого народа обрушилась не на внешних врагов или завоевателей, а на то, что можно назвать душой и жизнью — на Церковь, на верующих.
Это было время, когда Церковь из некоего государственного института, некоей мощной и авторитетной «по должности» структуры вдруг стала тем, чем всегда призвана быть — общностью верующих во Христа. Общностью, у которой нет и не может быть никакой опоры и никакого ресурса, кроме самих верующих и Бога, общностью, где каждый верующий уникален, ценен и дорог. Именно та эпоха во всех ее мелочах (можно посмотреть мою заметку) и дает возможность по-настоящему понять патриаршество через служение и личность Патриарха Тихона, как человека, как верующего человека, как руководителя, как начальника, как монаха, как священника, как епископа, как патриарха.
Патриарх Тихон прославился тем, что сумел взять ответственность за вверенную ему Церковь во всей полноте, не только как управленец или политик, но, прежде всего, как христианин и как отец, желающий защитить своих детей. Очень характерно, что обращения к народу и послания Патриарх Тихон подписывал только своим именем. Именно в то время это не могло быть ничем, кроме желания спасти других епископов и священников, взяв ответственность только на себя. Сегодня это выглядело бы как слишком большое самомнение.
Патриарх Тихон понимал, что невозможно разделить жизнь на черное и белое. Жизнь — это клубок полутонов, она требует постоянной активности и поиска. Но поиска не выгоды или какого-то результата, или пользы церковной корпорации, а воли и правды Божией в происходящем. Именно в этом и есть суть патриаршества. Патриарх — не медиум, исполняющий приказы Всевышнего, он человек и христианин.
В отношении Патриарха Тихона — это не просто слова. Все это мы увидим, если обратимся к истории, к свидетельствам и документам того времени. Именно поэтому и меняется так поведение, оценки и дела Патриарха Тихона, ведь меняется народ, страна и государство. Сначала жесткая и почти бескомпромиссная позиция в отношении большевиков, как временщиков и захватчиков. Позже — сдержанное взаимодействие. И, в заключение, признание власти, отказ от какой-либо борьбы, и понимание и, самое главное, принятие, что революция — это и есть народ, это и есть воля народа. А отсюда и ключевое, определившее судьбу Русской Церкви решение: с этим народом Церковь должна остаться, несмотря ни на что, даже на жесточайшую войну против христиан.
Если самим не прочитать проповеди патриарха Тихона, его послания, переписку и даже реплики на полях документов, если не осознать, как меняется его понимание и позиция, и не обратиться к протоколам допросов, где видно, как ровно и сдержано ведет себя Патриарх, как его провоцируют, как придираются к словам, как все выставляют так, будто он виноват в гибели простых людей, то без всего этого жизнеописание Патриарха Тихона, а, по-моему, и понимание служения патриаршества превращается в некий лубок, в перечень заслуг, в ничего не говорящий нашему сердцу текст: родился, жил, умер.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции