Примерное время чтения: 8 минут
2326

Андрей Малосолов: Форма сборной — немцу хорошо. А русскому?

Андрей Малосолов
Андрей Малосолов АиФ

Данный материал является личным мнением Андрея Малосолова и никак не связан с официальным местом его работы.

Первым впечатлением от вчерашней презентации формы сборной России, в которой она поедет на чемпионат мира в Бразилию, было то, что к национальным элементам и флага, и страны эта форма полностью бордового цвета никакого отношения не имеет.

Для презентации нового эскиза производителем было выбрано фешенебельное место в подмосковной «золотой» Жуковке. Собрался весь футбольный, спортивный и много определяющий в жизни страны бомонд. И даже футболисты сборной России на презентацию в качестве живых манекенов явились в невиданном доселе количестве.

Дорогостоящая процедура, красочность и креативность мероприятия мне понравились. Форма — нет. Однако объективности ради отмечу, что любые дизайны имеют свойство нравиться или не нравиться. И, как логично заметил весьма значимый в футболе представитель спортивного маркетинга Пётр Макаренко, если форма сборных страны понравилась хотя бы половине, то это успех.

Сборная России по футболу представила новую форму на ЧМ-2014 Фото: АиФ / Роман Кульгускин

Предыдущая форма наших футбольных сборных (она едина что для подопечных Капелло, что для пляжного и женского футбола) не нравилась очень многим. Красные футболки с нелепейшей косой полосой в виде, как думали разработчики, российского флага, где красная часть нашего триколора сливалась с собственно красным фоном… Некоторые причастные к производству той формы отмечают, что дизайн согласовал тогдашний президент РФС Сергей Фурсенко со своей командой. Однако, что валить на Фурсенко, ведь эскиз формы был явно в одном из вариантов представлен ему на рассмотрение не инопланетянами, а самой немецкой компанией.

Интересно, чем руководствовались дизайнеры мирового лидера по производству спортивной одежды, когда отрисовывали на компьютере или карандашом предыдущее убожество? Обычно, по правилам маркетинга, линейка формы утверждается и запускается в продажу на один отборочный цикл, включая возможное событие на континентальном или мировом первенстве. Многие любители футбола, и я в том числе, ожидали, что на этот-то раз немцы предложит что-то совсем свежее и новое.

Сборная России по футболу представила новую форму на ЧМ-2014 Фото: АиФ / Роман Кульгускин

Однако в четверг общественности предложили лишь более доработанный вариант формы «дофурсенковского» периода, если так можно выразиться – «периода Мутко». В бытность нахождения во главе российского футбола Виталия Мутко и моего нахождения в РФС был придуман так называемый «кремлёвский эскиз»: бордовая форма с золотыми оттенками, которые символизировали собой цвет кремлёвской стены. На форме были изображены даже миниатюрные зубчики этой стены. Как мы тогда думали, зубчики – это некое ноу-хау, присущее только нам. Однако, глядя на дизайн сборной Украины от того же производителя в прошедшем отборочном цикле, я увидел те же самые зубчики, только слегка видоизменённые. Бордовый фон российских маек походил на колор португальской сборной. Но тогда дизайн казался действительно новым словом в форме наших команд. Как, например, Гус Хиддинк казался новым словом в тренерском деле.

Смотреть фотоленту срезентации новой формы сборной России по футболу >>

Возвращаться к дизайну пятилетней давности, наверное, было бы неправильно. Тем более, к такому. Давайте разберём всё-таки, что именно меня не устраивает.

Во-первых, форма не содержит раскрасок государственного флага. Да, есть герб нашей страны на левой стороне груди, но это, как говорится, святое. Форма полностью бордового цвета с головы до ног. Традиционные три полоски всё того же тёмно-золотого цвета. Ок. Единственное напоминание о флаге расположено только на рукаве. Однако белые и красные полоски российского триколора все вместе в два раза меньше, чем синяя полоса! Что это за безвкусица!

Сборная России по футболу представила новую форму на ЧМ-2014 Фото: АиФ / Роман Кульгускин

Идеологи дизайна полагают, что форма сборной России будет узнаваема сразу. Однако это утверждение можно считать мантрой, которую проговаривают, чтобы просто проговорить и внушить. Блёклый вид наших футболок не несёт никакого чувства патриотизма, а узнаваемость любой формы достигается простым способом демонстрации по телевидению. Таким же образом наша форма могла бы быть не менее, а может, и более узнаваема, чем аляповатое роскошество «Боско», или если усыпать футболки, трусы и гетры, в стиле жителей Жуковки, кристаллами Сваровски.

Почему сборная Хорватии сопротивляется глобализации вкусов и оставляет свои национальные красно-белые шашечки, шведы — сине-жёлтую, японцы — традиционно синюю раскраску, а аргентинцы остаются со своими бело-голубыми полосками?

В то же время критики скажут, что экспериментирует производитель не только с нашей страной. Меня оторопь взяла при демонстрации новой формы Германии с каким-то немыслимым v-образным рисунком красного цвета на футболках. Что это вообще было? И тут логично сказать именно о глобализации стиля и вкуса. Понятно, что задачей любого производителя формы является последующая популяризация и продажа разработанной формы в стране, где выступает сборная, и желательно — по всему миру. Понятно, что «Адидас», обшивающий более 20 сборных только топ-класса, делает дизайны по общим лекалам, соблюдая единый стиль. Так легче производить колоссальные партии товара по всему миру.

Но какое-то понятие эстетики и привязки к национальным символам и цветам должно быть. Организаторы шоу в Жуковке провели аналогии с личностью Гагарина и полётом в космос. И это тоже похоже на заклинание. Ведь таким же образом к форме можно было подтянуть Калашникова, Суворова, Врангеля, Харламова, Хрущёва или Столыпина, сказав всем вокруг, что именно это мы и хотели подчеркнуть.

главный тренер сборной России Фабио капелло Фото: АиФ / Роман Кульгускин

Мораль текста такова: немцы заключили соглашение с РФС в 2008 году, подписав рекордный тогда контракт на 100 млн долларов на 10 лет. Несмотря на большие затраты, компания полностью вытеснила из сегмента компанию конкурентов, открыла более 1200 магазинов по всей стране. Более того, помимо положенных по контракту выплат, производитель каждый год выплачивает федерации футбола до 1 млн 300 тыс. долларов роялти от реализации формы по всему миру, а не только от российского рынка. По некоторой информации, не самая популярная форма сборной России реализуется за рубежом в размере выручки до 15 млн долларов в год. Ещё раз подчеркну, не считая огромных продаж в России. За такие деньги можно постараться придумать что-то более соответствующее национальным цветам страны. Например, наши легкоатлеты, хоккеисты и спортсмены в других видах спорта имеют весьма узнаваемую и симпатичную форму именно бело-сине-красных цветов!

Говорить о глобализме в спорте и обществе можно много. Откровенное стирание национальных и идентификационных границ является и веянием, и, как считают некоторые, бедой современного общества. Большая часть укоренившегося часто сметается универсальными приёмами.

Одной из частей внедрения глобального, в том числе, направленного на развитие коммерции, давно стала система «гостевых» или запасных форм в футболе. Мы уже не удивляемся зелёной гостевой форме красно-белого «Ливерпуля», жёлтой форме «Челси», бесконечным раскраскам «Баварии», чёрной форме ЦСКА и даже «Спартака», фиолетово-жёлтому колору «Анжи», которые ничего общего с традиционными клубными цветами не имеют. С одной стороны — всё это часть современного маркетинга. С другой — принципиальный отход от традиций, с которым всё чаще, иногда ломкой через колено, соглашаются болельщики. Правильно ли это — сохранять традиции или внедрять что-то новое — решать читателям и болельщикам. Равно как и оценивать мою вкусовщину.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах