В фильмах часто показывают, как психолог для выявления проблем своего пациента проводит тест на ассоциации. Суть заключается в том, чтобы тестируемый, услышав какое-либо слово, в ответ произносил первую ассоциацию, которая приходит ему в голову. Например, на слово «курица» логичным ответом было бы «яйцо». «Пистолет» — «убийство».
Чуть сложнее обстоят дела с растяжимыми и двусмысленными понятиями, трактовка которых зависит от настроя человека, его стереотипов, его фобий. Например, услышав слово «автомат», кто-то может сказать «убийство», кто-то — «Калашников», а кто-то — «газировка». Условно, но наклонность, страхи и мысли, находящиеся на границе подсознательного, вырываются наружу.
А теперь давайте проведём похожий тест. Что первое приходит вам в голову при словосочетании «дагестанский боксёр»? Поверьте, я задал этот вопрос многим людям. Всё сводилось к насилию, агрессии, преступности, жестокости и даже взрывам. Видимо, в случае со «взрывами» вторая часть словосочетания вообще значения не имела — перевес был на стороне прилагательного «дагестанский».
Надежда, конечно, не велика, но хотелось бы верить, что история, которая будет описана далее, внесёт в печальную статистику этих ассоциаций хоть небольшую корректировку.
Трамвай
22 ноября в городе Хабаровске стартовал чемпионат России по боксу, на который съехались сильнейшие сборные со всей страны. Сборная Дагестана по боксу приехала в Хабаровск заранее, чтобы пройти акклиматизацию и провести ряд тренировок в городе, где спортсменам предстоит добывать победы.
Во время одной из утренних пробежек дагестанские боксёры увидели чёрный дым, который валил из остановившегося трамвая маршрута № 5. Подбежав поближе, спортсмены увидели толпу зевак, парней, снимавших всё происходящее на камеры в мобильных телефонах, проходящих мимо мужчин, схватившихся за голову девушек.
Поняв, что вот-вот произойдёт что-то страшное, боксёры ринулись к задымлённому трамваю и увидели запертых внутри два десятка людей, в основном стариков и детей. Увидели они и выбившего окно, убегающего от горящего трамвая водителя.
Боксёры принялись выбивать окна трамвая кулаками — тщетно. Попробовали как-то дотянуться до стёкол ногами — неудачно. В итоге окно удалось разбить камнем, который поблизости нашёл один из спортсменов.
К тому моменту пламя в трамвае начало разгораться. Ребята принялись как можно скорее вытаскивать из горящего трамвая людей, отводя их как можно дальше от места происшествия. В итоге пылающий транспорт покинуло по разным данным от 20 до 30 человек, ни один из которых не пострадал. Трагедии удалось избежать только благодаря смелости, решительности и быстроте реакции девятерых дагестанских боксёров, которые спасли несколько десятков русских людей от сожравшего трамвай за считанные минуты огня.
Люди
Я не хочу, чтобы после этой истории появилось какое-то особое отношение к дагестанцам. Просто очень хочется, чтобы пропали предрассудки, созданные СМИ. Неужели подвиг дагестанских боксёров не способен перекрыть в памяти народных масс произошедшего в ночном клубе с Расулом Мирзаевым?
Почему по одному эпизоду, который вытащили на всеобщее обозрение из вороха похожих эпизодов без межнациональной подоплёки, по случаю, притянутому за уши всеми, кем только можно, мы судим о целой нации.
Дагестанские боксёры… Даже после этой истории вы продолжите их бояться? А страх порождает ненависть. Ненависть — насилие. Насилие ведёт к ответной реакции. Потом подключается взаимная ненависть. Месть. Озлобленность. Межнациональная рознь.
Давайте хотя бы попробуем прервать эту цепную реакцию. Пусть цепочка оборвётся на каждом из нас. Не прошу, как одна из попавших в тот трамвай бабушек, нести дагестанским боксёрам в тренировочный зал пирожки. Не надо возносить их на трон и петь им оды.
Давайте относиться к дагестанским боксёрам, дзюдоистам, борцам, кикбоксерам, каратистам, штангистам, бойцам смешанного стиля, ко всем дагестанским спортсменам, ко всем дагестанцам, как к людям, таким же людям, как и мы…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.