Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч;
о, если бы ты был холоден, или горяч!
(Откр. 3, 15)
Как часто — из лучших побуждений — нас учат «правильным поступкам», не только разумным, не только добрым — правильным. Хоть и непонятно нам, кем придуманы эти правила, и почему их «надо выполнять».
Но поступки — это полбеды. Попутно нам объясняют, что можно «правильно» и «неправильно» думать. Но и это ещё не главная беда. Желание «обучить жизни» вторгается в самую тонкую область: оказывается, можно «правильно» и «неправильно» чувствовать, испытывать «правильные» и «неправильные» эмоции.
— Не плачь! Мальчики не плачут!
— Что за телячьи нежности! Маменькин сынок!
— И нечего грустить! Ты же мужчина!
Конечно, девочкам достается не меньше.
— Что ты так громко смеёшься! Это неприлично!
— Ты должна всех жалеть! Девочка должна быть доброй!
— Не груби, ты же девочка!
Но наша уродливая цивилизация разрешает девочкам, по крайней мере, эмоциональную тонкость. Мальчикам же это запрещается. Вот и получаются у нас мужчины «застёгнутые на все пуговицы». Отсюда и миф о том, что «мужчины не эмоциональны». Огромное количество женщин жалуется на «холодность» мужей и любимых. Но, если копнуть поглубже, то можно получить целый гейзер эмоций. Просто они надёжно закрыты «бронёй», выработанной для защиты от «неправильности» чувств.
Но есть разрешенные, «правильные» эмоции. Тёпленькие, прохладненькие. А эмоции яркие и сильные проявлять разрешается тогда, и только тогда, когда их... нельзя не проявлять! И тут лучше всего срабатывает самая надёжная система оправданий: это не я проявляю! меня заставили! довели! Но кто же поверит, что тебя довели до бурной радости? А кто сознается, «проявив себя слабаком», что его довели до слёз? А вот «вызвать праведный гнев» — это всегда пожалуйста, это понятно, это одобряемо обществом... Конечно одобряемо, ведь в каждом из нас живо детское воспоминание, как взрослые «с чувством абсолютной правоты» кричали: на нас, «ужасно себя ведущих», на «идиотов на работе», на «политиков в телевизоре», на... да на что угодно! Кричали, показывая разрешенность «праведного гнева». Именно поэтому столь популярным видом взаимодействия (в семье, в школе, на работе) является скандал. Но даже этот, выжигающий душу суррогат эмоций, проявляем мы не часто.
Но, как природа не терпит пустоты, так не терпит она и переполнения. У психотерапевтов есть такой термин: канализирование эмоций. Да-да, это именно то, о чём вы подумали! Эмоции надо сливать. А сливать-то можно только в два места: наружу или внутрь. Это как гнойник: можно вскрыть его, дав гною вылиться наружу, а можно долго давить, загнав гной внутрь и получив, в худшем случае, заражение крови.
В психотерапии рассматриваются три пути «сброса эмоций», один «наружу» и два «внутрь»:
- Выражение их «наружу».
- Трансформация их в неврозы или депрессию.
- Формирование психосоматических болезней.
Как видим, выбор не велик. Можно стать активным потребителем антидепрессантов и седативных (ах да, не забудем про алкоголь), можно мучиться гастритами и экземами, а можно... Можно научиться разрешать себе проявлять эмоции!
Разрешить себе искренне смеяться и плакать, сердиться и бояться, проявлять нежность и слабость. Это трудно. Это страшно, особенно мужчинам. Но поверьте, для того, чтобы признаться в своей слабости, нужно быть очень сильным человеком, да и признаться в боязни чего-то может лишь смелый.
И, в первую очередь, скажите себе:
Это МОИ чувства! Они не могут быть «неправильными» или «правильными», ибо они УЖЕ ЕСТЬ и они МОИ! Я имею полное право их испытывать! Ибо это очень по-человечески! Я могу не просто испытывать их, но и проявлять. Да, вначале мне будет страшно без «брони», но я имею право бояться! Ибо и это — по-человечески!
Вы можете для начала «снимать броню» с теми, кому вы доверяете, кто не сделает сознательно больно, а потом пойти дальше.
Мы — люди, нам не к лицу быть теплохладными!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции