Рубанов Владимир Арсентьевич 12:37 07/07/2014
Что такое информационная безопасность в принципе? Возрастание роли информации в жизни обществ и государств. В результаты смены технологических укладов и принципиальных изменений в ролях участников системы международных отношений происходит смещение конфликтов между государствами в направлении информационно-сетевых войн или войн седьмого поколения. В этих войнах победа достигается не за счет уничтожения вооруженных сил и экономики противника, а посредством воздействия на его морально-психическое состояние и способности к принятию адекватных решений. Данная тенденция формируется под влияние развития средств вычислительной техники и коммуникаций, возрастания роли информации в жизни общества и ее превращении в важнейший ресурс экономики, политики и культуры, усиления влияния СМИ и социальных сетей на поведение людей и управление их мотивациями, разработки нелетальных средств воздействия, заменяющих традиционные виды оружия. Инфосфера как новый театр военных действий. Контроль технологизированного с помощью компьютеров и средств связи киберпространства для достижения информационного доминирования определяет характер нового типа войны со своими отличиями, особенностями и вооружениями. Информационные войны содержат широкий набор инструментов и форм противоборства: от радиоэлектронной борьбы и кибершпионажа до психологического воздействия. Один из первых теоретиков информационной войны Р. Шафранский (профессор из ВВС США) видел усиление национальной мощи в ментальном измерении и высших ценностях, а целями информационной войны называл системы знаний и представлений. При таком подходе «враг представляется как множество отдельных разумов». По этой причине знание ценностей врага и использование его представлений позволяет оказывать воздействие путем обращения к разуму противника. Целью информационной войны является такое влияние на поведение противника, чтобы он не знал об оказываемом воздействии, но принимал решения или совершал действия, которые противоречат его намерениям или мешают их выполнению. Информационные технологии позволяют «управлять» противником при минимальном насилии и кровопролитии, а победа в информационной войне означает подчинение противника и интеллектуальную власть над ним. Развитие информационных технологий формирует инфосферу как еще один театр военных действий вместе с сушей, морем, воздухом и космосом (по аналогии с возникновением авиации, освоением космоса). В результате этого происходит смещение межгосударственных конфликтов в направлении информационно-сетевых войн или войн седьмого поколения, которые выводят разработку информационного оружия на роль одного из магистральных направлений революции в военном деле. Направления ведения информационных войн. Информационная война рассматривается сквозь призму достижения информационного превосходства над противником в вопросах своевременности, достоверности, полноты получения информации, скорости и качестве ее переработки, а также доведения до исполнителей при оказании воздействия на информационные системы противника и одновременной защиты собственных информационных систем. В рамках такого видения информационные войны включают следующие направления деятельности: • добывание необходимой информации; • переработка полученной информации; • защита информационных каналов от проникновения противника; • своевременное и точное доведение информации до потребителей; • дезинформация противника; • вывод из строя или нарушение функционирования информационных систем противника; • уничтожение, искажение, хищение информации у противника; • разработка более эффективных и оперативных, чем у противника, средств работы с информацией. Существенную роль в технологическом обеспечении информационной войны играет интегрированная космическая система мониторинга и передачи данных. Такая система обеспечивает контроль любую военную активности, позволяет применять превентивные меры против потенциального противника и может заставить его отказаться от своих планов. В сложившейся классификационной системе выделяется семь направлений ведения информационных войн: • борьба с системами управления; • информационно-разведывательные операции; • радиоэлектронная борьба; • психологические операции; • так называемая «хакерская» борьба; • «кибернетическая» и «сетевая» борьба; • экономическая информационная борьба. Информационная безопасность. Утечки информации являются одним из направлений нанесения ущерба и несанкционированного доступа к охраняемым сведениям. Утечки информации наносят: • политический ущерб (кибершпионаж); • военный ущерб (получение и использование данных о военных акциях); • экономический ущерб (хищение объектов интеллектуальной собственности); • репутационный ущерб (хищение и публикация охраняемой от распространения информации); • организационный ущерб (нарушение порядка управления); • ущерб безопасности (снижение возможностей противодействия источникам угроз). Проблема информационной безопасности в современном понимании возникла с момента возникновения информационных технологий. Сама идея создания сети интернет родилась из потребности Минобороны США в локализации ущерба инфраструктуре коммуникаций при разрушении ее отдельных элементов. Сегодня понятие «информационной безопасности» получило закрепление в национальных законодательствах и международном праве. В Доктрине информационной безопасности РФ под информационной безопасностью Российской Федерации понимается «состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства». Защита интересов личности основывается на системе конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере: право доступа к информации, тайна переписки и иных сообщений, право на свободное получение и распространение информации, свободу слова. Защита интересов государства связана с сохранением гостайны, проведением оперативно-розыскных и следственных действий, решением задач защиты стратегических объектов и информационно-коммуникационной инфраструктуры государственного управления РФ. Защита интересов общества в информационной сфере связываются существенным образом со стремительным развитием Интернет, социальных сетей и интернет-технологий. В технологическом отношении выделяются три направления программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности: 1. средства авторизация, аутентификация и администрирование в информационных сетях; 2. межсетевые экраны для отражения угроз несанкционированного доступу в охраняемые сети; 3. средства выявления вирусов и антивирусной защиты. Законодательство обеспечения информационной безопасности в России Обеспечение информационной безопасности основывается на законах об информации, информационных технологиях и защите информации; о персональных данных; об интеллектуальной собственности; о государственной тайне и коммерческой тайне; о техническом регулировании; об электронной цифровой подписи. В соответствии с российским законодательством обеспечение защиты информации является обязательным принципом создания и эксплуатации информационных систем. Соответствующие требования о защите информации устанавливаются ФСБ и ФСТЭК в пределах их полномочий. Целью государственного регулирования в сфере информационной безопасности является обеспечение конфиденциальности и защиту конфиденциальной информации от несанкционированного доступа, целостности информационных ресурсов, устойчивости коммуникаций, доступности данных и информационных услуг. Политика и практика обеспечения информационной безопасности в РФ. Политика информационной безопасности направлена на повышение уровня безопасности среды общения, защиту прав и свобод всех участников взаимодействия и снижение темпов роста киберпреступности. Правовые режимы информационной безопасности регулируют вопросы обладания и использования информации, документирования и доступа к информации, права собственности на носители информации, распространения и предоставления информации. Обеспечение информационной безопасности в РФ оформилось в относительно самостоятельное направление развития информационных технологий. Их объем составляет от 10 до 20 процентов стоимости работ и поддержанию функционирования информационных систем (ИС). Темпы роста рынка продуктов и услуг информационной безопасности в последние годы превышают общие темпы роста рынка ИT. Уровень российских технологий обеспечения информационной безопасности находится на уровне мировых технологических лидеров. Лаборатория Касперского является одной из глобальных компаний по антивирусной защиты. Ряд российских компаний конкурентоспособны на мировом рынке, реализуют свои продукты и услуги на мировом рынке. На территории России запрещено использование зарубежных криптографических средств. Это является дополнительной гарантией обеспечений национальной безопасности в информационной сфере и создает благоприятные условия для сохранения и развития российской школы криптоаналитики, имеющей высокую репутацию в мире. Тенденции развития инфосферы и «информационного оружия». Принципиальным моментом в современных теориях «информационной войны» является преимущественная концентрация внимания на когнитивных основаниях формирования и наращивания информационной мощи, а не на собственно технологических средствах. Один из основоположников теории информационной войны Джон Стейн еще в начале 90-х годов прошлого века так сформулировал свое видение будущего: «Следует развивать стратегическую теорию информационной войны, а технологии придут сами». Отход от доминирующей роли «железа» при анализе противоборства в информационной сфере оказался (вопреки господствующим до сегодняшнего дня взглядам) не слабой, а сильной стороной его теории. Им четко определяется приоритетная направленность средств информационного воздействия на разум противника, в силу чего «информационная война» переводится на уровень «войны знаний». К средине нулевых годов парадигма информационной войны как «войны знаний» стала распространенной в профессиональной среде. В парадигме войны знаний стратегическое преимущество зависит не от концентрации на фактах и числах, а от взаимно дополняющего ума тех, кто их интерпретирует. Развитие возможностей осмысления и интерпретации данных весят гораздо больше, чем электронные суперсистемы. В 2010 году в научный оборот введен новый термин — «эпистемологическая война». Неочевидные угрозы информационной безопасности России. К очевидным угрозам относятся активность других стран по разработке и применению средств информационной войны, а также известные слабости России из-за отставания в сфере информационных технологий: от отсутствия собственной элементной базы до зависимости в области ПО. Угроза 1. Неочевидной угрозой является концептуальное отставание в понимании тенденций развития инфосферы и перехода стран НАТО от концепции информационной войны к эпистемологической войне. Угроза 2. Опыт США, других стран НАТО и самой организации НАТО указывает на смещение усилий с технологического уровня на уровень онтологический и решение концептуальных проблем информационных коммуникаций. Для налаживания информационного обеспечения государственного управления осуществляется масштабная работа по построению эталонных моделей основных данных и классификационных систем, управлению нормативно-справочной информацией, формализации процессов деятельности и стандартизации документооборота. На работы по созданию и поддержанию стандартов управленческой информации для ее «понимания» компьютерами и взаимодействия в национальном информационном пространстве МО США затрачивает $ 2-4 млрд. ежегодно. Качество именно этих работ определяет требования к информационным технологиям и «интеллектуальное совершенство» программного обеспечения. В России усилия концентрируются на «железе» (покупном или скомплектованном) и ПО (адаптированном и локализованном). Собственные разработки интеллектуальной основы информационных технологий отсутствуют. Такой подход никогда не позволит преодолеть технологическую зависимость от зарубежных информационных технологий в стратегических областях жизнедеятельности общества и государства, создать собственные программно-аппаратные комплексы на уровне или выше мировых стандартов. Угроза 3. Стратегической угрозой безопасности России выступает технократический уклон в понимании инфосферы и отношении к информационным технологиям. В то же время Минобороны США учитывает глобальную смену парадигмы научно-технического развития в направлении его интеграции с социо-гуманитарными науками. Это находит свое отражение в проектах Агентства перспективных исследований Минобороны (DARPA), которое концентрирует усилия на выработке общих платформ взаимодействия разных научных направлений. Примерами могут служить проекты: 1. MADCAT - масштабная разработка опытного образца многоязычного автоматического анализатора классификации и переводчика документов для использования в горячих точках по всему миру; 2. SOMA – комплекс исследований по виртуальной симуляции реального мира для моделирования последствий гражданских конфликтов или военных действий в виртуальной среде, понимания сильных и слабых сторон рассматриваемых стратегий с разработкой соответствующего ПО; США и его военное ведомство готовится к достижению превосходства в информационном пространстве и переводу состязания по совокупной национальной мощи на эпистемологический уровень путем приоритетного развития когнитивного направления и его математического обеспечения. Угроза 4 связана с интеллектуально-кадровым потенциалом. Так, DARPA видит угрозу национальной безопасности США в катастрофическом недостатке учёных новой формации в области STEM – science (науки), technology (технологии), engineering (инженерия), math (математика). В 2009 году американская администрация приняла рад масштабных мер в этом направлении. Поиск «правильных людей» с нужными талантами и способностями активизировал «охоту за головами» по всему миру. Принимается ряд мер в этом направлении и в условиях нынешнего кризиса в российско-американских отношениях путем стимулирования перемещения интеллектуального потенциала в США. Это требует осознания новой реальности: прежняя конкуренция людей за юрисдикцию страны сменяется сегодняшней конкуренцией государств за созидательно-творческих личностей. Это означает, что интеллектуально-творческие кадры становятся важнейшим компонентом системы обеспечения национальной безопасности и развития ее оборонного потенциала, а кадровое обеспечение модернизации военной сферы становится отправной точкой государственной политики. В чем феномен Сноудена? Сноуден раскрыл содержание разведывательной деятельности государства в информационно-коммуникационной сфере. Но это обычная практика технологически развитых государств. Контроль глобальных сетей дает много разведывательных признаков для определения источников угроз: от военных приготовлений и государственных переворотов – до выявления террористических организаций и подготовки терактов. Таким признаком может выступать даже такая чисто статистическая информация, как увеличение обмена электронных коммуникаций между отдельными участниками. Такая деятельность ничьих личных прав не нарушает. Содержательный анализ текстов обычно осуществляется при обнаружении определенных признаков (по ключевым словам, установление логических связей и т.п.). При наличии таких признаков может проводиться оперативно-розыскная деятельность, регулируемая соответствующим законом и требующая получения соответствующих судебных разрешений. Сноуден раскрыл информацию о практике, где переход от контроля пространства к получению данных о конкретных лицах осуществлялся с нарушением норм права. Условия совершения подобных нарушений ограничены соответствующими изменениями в законодательстве США после скандала по «делу Сноудена». В СМИ было много юридических некорректностей, политических спекуляций и манипулирования массовым сознанием, слабо осведомленном о практике деятельности спецслужб в киберпространстве. Социальные сети – предмет пристального внимания спецслужб вплоть до участия в их создании и развитии. Так, Facebook является де-факто интернет-активом, контролируемым ЦРУ и Минобороны США через ключевого партнера по венчурному финансированию. Инвестиционная компания InQTel, членом совета директоров которой является Анита Джонс (бывший руководитель DARPA при Минобороны США), произвела основную капитализацию Facebook. Это известная информация, которая несколько лет назад публиковалась в СМИ. Были известны и факты контроля интернет-активности участников сети Facebook (июнь 2008 года). По этой причине скандал со Сноуденом имеет признаки внутриполитической борьбы и компрометации Б. Обамы в глазах широкой мировой общественности, так как сами государственные руководители, по моим представлениям, хорошо об этом осведомлены. А осуждения и демарши в большей мере имеют отношение к сфере связей с общественностью, чем к межгосударственным отношениям.