Звягельская Ирина Доновна 21:50 17/04/2014
Прежде всего, я должна сказать о том, что Россия и Центральная Азия очень взаимозависимы. Это связано с тем, что она является для нас важнейшим рынком сбыта — туда направляется наше продовольствие, оборудование, машины. Целый ряд центральноазиатских производств, в свою очередь, ориентирован на Россию. Благодаря сотрудничеству с нашей страной Центральная Азия имеет возможность направлять свои энергоресурсы на другие рынки. Граница, разделяющая наши государства, одна из самых длинных в мире — ее протяженность — более 7000 километров. Как вы понимаете, ни оборудовать, ни закрыть такую границу практически невозможно — к счастью, вопрос об этом на повестке дня не стоит. Происходящее в наших странах также очень сильно зависит друг от друга. Любая нестабильность в странах Центральной Азии будет отражаться и на приграничных к ней регионах, и на России в целом. В этой лекции я хотела бы осветить вопрос: «Какие потенциальные угрозы могут исходить из центральноазиатских стран и что делать для того, чтобы снизить их интенсивность?». Я хотела бы начать с известного утверждения, которое разделяю: в Центральной Азии внутренние угрозы превалируют над внешними. Несмотря на то, что этот регион составляют как развитые государства, имеющие большие возможности за счет производства энергоресурсов, так и другие — относительно слабые и бедные, проблемы у них общие — только проявляются с разной интенсивностью. Главная беда стран Центральной Азии в том, что в них не был завершен процесс создания наций на государственном уровне, и я даже не уверена, что его можно довести до конца. Не были созданы государства с гомогенной культурой, где главное — это гражданская идентичность на уровне всей страны в целом. Общества остались фрагментированными, в них огромную роль играет региональная идентичность, принадлежность к определенному клану. Это является одной из причин нестабильности, поскольку региональные элиты достаточно жестко конкурируют в борьбе за власть, особенно в более уязвимых странах — достаточно вспомнить гражданскую войну начала 90-х годов в Таджикистане или противостояние между элитами севера и юга в 2005-2010 годах в Киргизии, также приведшее к переворотам и к насилию. Однако сейчас смена власти не является главным фактором дестабилизации. Для стран Центральной Азии, как и для многих других постсоветских государств, характерны бедность населения и высокий уровень коррупции. И если раньше мы говорили о том, что взрывы нестабильности в большей степени имели межэтническую основу, то сейчас при сохранении этой опасности все же большую озабоченность вызывают их социальные и экономические причины. Существуют огромные разрывы в доходах, значительная часть населения находится за чертой бедности. И фактором, снижающим возможность социального взрыва, стала трудовая миграция. Порядка 4,5 миллионов людей приезжает работать из Центральной Азии в Россию — это очень большая цифра. Достаточно сказать, что денежные переводы трудовых мигрантов на родину столь велики, что в наиболее бедных странах составляют половину внутреннего валового продукта. Таким образом, своими заработками они стабилизируют ситуацию в своей собственной стране. Кроме того, как правило, уезжают работать молодые люди, которых легко мобилизовать на участие в каких-либо социальных движениях, и то, что Россия предоставляет им работу, на мой взгляд, очень важно с точки зрения наших собственных интересов. Наконец, упомянем об еще одном очень важном факторе — религиозном. Нельзя все сводить исключительно ко взрыву радикализма, но игнорировать его тоже нельзя. С одной стороны, ситуация подогревается внутренними проблемами стран Центральной Азии, с другой — имеет некое внешнее измерение. Что касается внутренних проблем — то вполне понятно, что религия — это тоже способ мобилизации протестных настроений, поскольку созданные политические системы не всегда дают людям возможность высказывать свое недовольство за счет общепринятых каналов — создания политических партий и общественных организаций. Формально они существуют, но на самом деле пока своих функций либо вообще не выполняют, либо выполняют не полностью. Поэтому мобилизация с помощью экстремистских религиозных организаций — таких, например, как Хизб ут-Тахрир — имеет место, и собирает вокруг себя протестный потенциал. Самое неприятное здесь — это симбиоз социального протеста с религиозным, потому, что вместе они становятся очень серьезным фактором дестабилизации положения в стране. Что касается внешнего влияния — мы прекрасно понимаем, что оно тем эффективнее, чем более «благоприятные» условия для этого созданы в стране. Один из самых значительных факторов подобного влияния — «Арабская весна», это — своего рода вирус, который распространяется по всему миру. Однако преувеличивать эту угрозу тоже не стоит, так, как после распада Советского союза общество Центральной Азии уже пережило период бифуркации, а такие периоды в жизни народов часто не повторяются. Арабскому миру понадобилось более 60 лет, чтобы перейти к другой фазе своего «пробуждения». Нередко говорят о том, что в результате произошедших в арабском мире событий религиозное влияние исламистов возросло. Но сейчас мы видим, что в Египте и Тунисе исламисты прекратили свое триумфальное шествие и начался постепенный откат. Поэтому я считаю, что к опасениям по поводу возросшего влияния исламского фактора на центральноазиатские страны следует относиться с определенной долей скептицизма. Модель «Арабской весны» неприменима к Центральной Азии. Тем не менее, надо внимательно наблюдать за происходящими процессами. Второй — и очень важный внешний фактор — это Афганистан. Сейчас американские войска должны покинуть страну. Можно как угодно относиться к их пребыванию там, но все же следует сказать, что они способствовали стабилизации ситуации. Я знаю, что это очень спорное утверждение, но это действительно так. После ухода или даже неполной передислокации войск ситуация в стране изменится и с точки зрения безопасности будет грозить нам большим количеством вызовов. Не удивительно, что сейчас активно проводятся заседания ОДКБ и ШОС, активизируются наши отношения с центральноазиатскими государствами — нам необходимо поставить барьер на пути будущих угроз из Афганистана. Что же это за угрозы? Речь, разумеется, идет не о прямом наступлении талибов и прочих радикальных группировок на границы Центральной Азии, все гораздо сложнее. Дело в том, что режим, созданный в Афганистане, обеспечил определенный симбиоз между правящей верхушкой и верхушкой талибан. Они сотрудничают в области наркоторговли, поддержки определенных радикальных движений, сохранения так называемой «серой зоны» подготовки боевиков — и это очень серьезная угроза. Многие эксперты говорят о том, что когда ситуация в Афганистане изменится, радикальные организации, некогда перебазировавшиеся туда из Центральной Азии (например, «Исламское движение Узбекистана») попытаются вернуться и усилить влияние на своих единоверцев. Уже сейчас целый ряд боевиков из центральноазиатских стран можно увидеть на Ближнем Востоке, в том числе на кровопролитной гражданской войне в Сирии, где они воюют на стороне оппозиции. Афганистан в данном случае является важной перевалочной базой для этих людей — и не только он. С одной стороны, это такие исламские «солдаты удачи», кочующие от конфликта к конфликту, с другой — это люди, у которых есть определенное идеологическое видение мира и которые едут на войну по идейным причинам. Теперь я хотела бы поговорить об еще одном важном и для России, и для стран Центральной Азии, факторе — трудовой миграции. Прежде всего, следует сказать, что мигранты нужны нашей экономике. У нас был очень большой спад населения: за 20 лет мы потеряли более 12 миллионов человек. И на пустующие рабочие места мы и привлекаем мигрантов. Существуют как обоснованные, так и необоснованные страхи, связанные с этой категорией население — например, о том, что среди них высок уровень преступности, что они живут своими общинами и будут менять культурный облик наших городов. Я считаю, что все это возможно регулировать, а появление большого количества нелегалов, прежде всего, связано с нашей собственной коррупцией и жадностью некоторых работодателей, которые гонятся за дешевой рабочей силой. Учитывая нашу заинтересованность в стабильности центральноазиатских стран, нам нужно создавать рабочие места непосредственно в самом этом регионе. Перечислив все вызовы и угрозы, я хочу подвести итог: наша политика в Центральной Азии должна быть направлена на максимальное развитие сотрудничества с этими государствами. Существующие интеграционные проекты — например, Таможенный Союз — должны быть расширены. Это очень важно потому, что в регионе действуют и другие внешние силы, например, Китай. С одной стороны то, что мы развиваем отношения с Китаем — прекрасно, ведь это — мощнейшая держава. В то же время мы должны понимать, что Поднебесная в перспективе может вытеснить нас с рынков Центральной Азии и наводнить и нашу страну дешевыми контрафактными товарами — что ударит по нашему производителю. Создание Таможенного Союза преследовало цели поставить преграды на этом пути, и с этой точки зрения очень важна была бы интеграция в него Киргизии. Многие спрашивают — зачем Таможенному Союзу нужна слабая страна? Однако Киргизия как раз занимается реэкспортом китайских товаров, и чтобы это не происходило — а мы получали легальные товары, действительно произведенные в Центральной Азии, ее вступление и необходимо. И, наконец, последнее, что я хотела сказать: поскольку проблема безопасности играют очень большую роль для России, то развитие отношений по военно-политической линии также играет огромную роль. Это и заседания ОДКБ, и двухсторонние отношения с различными центральноазиатскими государствами. В некоторых из них есть наше военное присутствие — например, базы в Таджикистане и на юге Киргизии. Исторические судьбы России и стран Центральной Азии неразрывно связаны.