Стариков Иван Валентинович 21:39 25/09/2013
Вопрос не в количестве денег, а в их нерациональном использовании. Есть объективная закономерность. Дело в том, что доходы сельского хозяйства как сектора национальной экономики в самых процветающих странах отстают от других отраслей и секторов. Это связано с огромной зависимостью от климатических факторов, а в ещё большей степени — с абсолютной немонопольностью этого сектора. Такого количества хозяйствующих субъектов больше нигде нет. Поэтому в разных странах есть разные механизмы для того, чтобы преодолеть отставание доходов сельскохозяйственных производителей. Сегодня, если вы спросите любого агрария, что для него важнее, произвести или продать, то он скажет: «Помогите мне продать, с производством я как-нибудь разберусь сам». Это - одна из самых главных проблем.
После вступления во Всемирную торговую организацию нам разрешили помогать сельскому хозяйству в размере 9 миллиардов долларов в год. Восемнадцать лет мы за эту цифру торговались и, наконец, договорились. Сейчас мы тратим порядка 150 миллиардов рублей, это около 5 миллиардов долларов. То есть нам можно ещё увеличивать помощь. Однако есть три корзины. Меры, которые находятся в «красной» корзине, означают, что с их помощью помогать сельскому хозяйству нельзя. То есть помогать конкретному производителю молока или мяса нельзя, потому что вы даёте ему деньги - он получает ложный сигнал с рынка о спросе на свою продукцию. А на конечном рынке со спросом сталкиваются переработчики и торговля. Например. Я, производитель, получил сигнал в виде добавки к моей цене. Я начинаю увеличивать производство, в итоге переработчики и торговля сталкиваются с ограниченным спросом. Что происходит в рыночной экономике, когда предложения начинают превышать спрос? Снижается цена. Таким образом, пытаясь помочь сельскому хозяйству напрямую, мы ему вредим.
Соответственно, есть «жёлтая» корзина и «зелёная» корзина. «Зелёная» корзина – это то, что разрешено без ограничений. Нам необходимо серьёзно думать об увеличении мер поддержки до 9 миллиардов за счёт этой «зелёной» корзины. Здесь лежат наборы мер и программ, которые государство могло бы внедрить и помочь нашим крестьянам. И тогда окажется, что вступление в ВТО для нас благо.
AIF.RU Ведущий конференций 21:42 25/09/2013
Недавно исполнился год, как мы стали членом ВТО. Люди, в основном, не заметили ни плюсов, ни минусов. Может быть, есть какие-то подводные камни, которые не видны простым гражданам, в частности в сельском хозяйстве?
Стариков Иван Валентинович 21:42 25/09/2013
Летом 1995 года, когда мы только начали переговорный процесс о вступлении в ВТО, я был назначен заместителем министра экономики. Мне тогда казалось, что если мы вступим в ВТО, то наступит счастье, наша тыква превратится в карету. Хорошо, что мою романтику разделяли немногие, и мы торговались больше 18 лет. Кроме нас, только Алжир дольше вступает в ВТО, около 30 лет. За эти годы мы смогли выторговать ряд серьёзных возможностей и уступок. Переходный период будет длиться 7 лет, в течение которых российская экономика должна адаптироваться. Мы либо эти 7 лет используем, либо бездарно пропустим их, и тогда действительно вступление в ВТО для нас будет кошмаром.
Что я имею в виду? Например. Структура потребительской инфляции в России следующая: если вы возьмёте 7 % официальной инфляции, то верных 5 % из них даёт именно продовольственная корзина. Если вы посмотрите структуру расходов домашних хозяйств средней российской семьи, то она 30-40 % тратит на продовольствие. В Америке это – 9 %, в Европе – 11 %. Продовольственная корзина – это первая потребность семьи, ещё Конфуций говорил: «Если у вас есть хлеб - у вас много проблем. Если у вас нет хлеба - у вас всего одна проблема, которая, впрочем, заслоняет все остальные». Когда у нас такая большая доля расходов на продовольственную корзину, происходит следующее – мы попадаем в капкан так называемой высокой эластичности по цене. Это означает, что если цена, допустим, на сливочное масло повышается на 10 %, то спрос тут же падает на 30 %. А это приводит к тому, что производство молока, из которого делают масло, становится невыгодным, и под нож идёт поголовье скота. Потом ситуация выправляется, но…
Я даже Путину об этом рассказывал. Допустим, у вас родилась сегодня тёлочка. Пройдёт минимум 18 месяцев, прежде чем рождённая сегодня тёлочка станет тёлкой случного возраста и к ней можно будет подвести бычка или человека. Президент спрашивает: «А человек-то зачем?». Это называется искусственное осеменение. Произойдёт обряд бракосочетания, и телка случного возраста станет нетелем, и нужно ждать ещё 9 месяцев. 18 + 9 = 27 месяцев. Спустя 27 месяцев рождённая сегодня тёлочка станет коровой и даст первую товарную продукцию – молоко, но всё это время её нужно холить, кормить животное, тратить на неё деньги. И этот срок никак не сократить. Теперь представьте, что стало невыгодно производить автомобили. Завод можно остановить? Можно. Людей в отпуск отправили. Спрос появился, людей вызвали, кнопку нажали, конвейер пошёл. А корову-то оставить нельзя. Если вы корову один раз не подоили, её надо на мясокомбинат вести. Сколько времени необходимо, чтобы зарезать корову в условиях мясокомбината? 30 секунд. Сколько, чтобы новую вырастить? 27 месяцев. Вот такая симметричная экономика в этом секторе.
Поэтому государство должно всерьёз сейчас подумать о том, каким образом начать помогать адресно. В Америке есть такая программа, она называется Food Stamps. 43 миллиона граждан ежемесячно получают на кредитную карточку 150 долларов, домохозяйства – 300 долларов, но на эти деньги можно купить только определённый набор продуктов. Это не полуфабрикаты. Вы должны купить определённые продукты и приготовить их дома. На эти же деньги можно купить семена, если у вас есть свой огород. Что это означает? Для нас – это выход. Это гораздо лучше, чем на 600 рублей индексировать пенсионерам пенсии каждый год, которые они уже в некоторых случаях стали возвращать президенту. Американцы таким образом на 82 миллиарда долларов, при разрешённых 33, помогают своему сельскому хозяйству. При нашей структуре инфляции и больших расходах домашних хозяйств такая помощь позволила бы очень точно, адресно и эффективно помогать малоимущим и серьёзно помогать сельскому хозяйству. Но для этого необходимо убедить вертикаль власти делегировать полномочия вниз, на уровень муниципалитетов, регионов и отраслевых союзов. И тогда вступление в ВТО окажется для нас благом, потому что это разрешено.
Проблема не в ВТО. Туда входит 154 страны. Проблема – в фатальном несоответствии Российского государства, его институтов современным требованиям. Поэтому я обращаюсь к чиновникам, не надо пытаться ухудшить ВТО, нужно пытаться улучшить Россию и систему государственной власти.