Любимцев Павел 10:58 06/10/2009
Сразу хочу сказать, что автором книги буквально являюсь не я, это делала Мария Кочетова, шеф-редактор программы «Городское путешествие» и сценарист многих выпусков. А замысел возник так. «Городское путешествие с Павлом Любимцевым» существует уже 5-й год. Программа за это время изменилась, сначала была короткой, 17-минутной, потом все больше и больше, сейчас идет 49 минут. За эти годы передача завоевала внимание и симпатии телезрителей. Многие из них задавали мне и Маше Кочетовой вопрос, где можно передачу достать на DVD. Мы с этим вопросом пошли к нашему начальству. На что нам сказали, что нерентабельно делать DVD-выпуски, а лучше сделайте книгу. Мы книгу сделали так. Не сценарии соединили вместе, а взяли буквально тексты, которые я произношу в передаче. Это задача трудная, потому что возникает вопрос, что наше, если это книга. В передаче наше – мой рассказ. А когда это в напечатанном виде, в чем авторство мое и сценаристов, потому что все данные мы не сами открыли, мы взяли их из книг и документов. Мы постарались сохранить лексику, которая мне свойственна, то есть расшифровали буквально то, что я произносил в телепередачах. Потом эти тексты я приводил к удобочитаемому состоянию, потому что просто расшифрованный текст читать невозможно. А Мария Кочетова сделала так называемые закадры, то есть главы, рассказывающие о том, как делается передача, и все, что было занятного в процессе. Таким образом получилась огромная книга, потому что на тот момент у нас уже вышло 35 передач о Москве. Книга примерно 750 страниц. Поэтому в издательстве АСТ нам сказали, что это неподъемно. Она огромного веса и будет очень дорогая, а мы стремились к общедоступности всегда. Поэтому книгу разделили на три части, сейчас вышли уже две. На обложке первой книги «Городское путешествие. Москва с Павлом Любимцевым» я в красном, на второй «Москва неизвестная с Павлом Любимцевым» – в желтом, и на третьей буду в зеленом. Светофор такой получается. Книги эти очень хорошо расходятся в магазинах. Первая книга прошла неожиданно, тираж изначально 5 тыс. экземпляров, он разошелся мгновенно, сделали еще две допечатки, 17 тыс. экземпляров всего уже есть. Желтая тоже идет хорошо, у меня были презентации в крупных московских магазинах. Книги там сейчас продаются, и выйдет третья.
Там много иллюстраций хороших, делал их Геннадий Подбородников, живой заинтересованный человек. И достаточно короткие, доступные тексты. Это не путеводитель, потому что путеводитель – это нечто всеобъемлющее. А здесь это некий еще не до конца заполненный паззл. Это естественно, потому что паззл «Москва» можно заполнять всю жизнь, рассказывать можно о каждом доме и о каждом камне. Вопрос в том, как рассказывать. Наши книжки, я считаю, стимулируют желание читателя узнать о Москве. Это задача вполне почтенная, потому что если человек знает, ему интереснее жить, иначе жить скучно до невероятности, и никакие материальные блага не заполнят нишу, которая пустует, если человек не знает. А для этого надо читать книжки. Я говорю прописные истины, но наша жизнь такая, что прописные истины не вредно вспоминать. Так замысел возник и осуществляется, что будет дальше, никто не знает.
Читатели – взрослые люди, достаточно интеллигентные. У меня, помимо встреч в магазинах, есть встречи просто на улицах, потому что я езжу на такси, вижу людей разных, они подходят и говорят. Мне всегда приятно, когда о передаче отзываются хорошо люди совсем простые, совсем не москвичи в пятом поколении. Удивительно, что люди что-то такое запоминают. Была ситуация, водитель машины, которую я поймал, узбек, судя по чертам лица и аспекту, процитировал мне стихи Василия Львовича Пушкина, которые я прочитал в своей передаче. Я упал. Я думаю: как же прекрасно, что этот человек, не так давно в Москве живущий, не только посмотрел передачу, но и запомнил такую непростую вещь. Это для меня очень дорого. Обычно говорят, что я ненавязчиво и хорошо рассказываю, но помнят ли люди, что я рассказываю – вопрос. Мне рассказали, что когда слушаешь какого-нибудь человека, многое зависит от того, как человек выглядит и как говорит, и немногое – от того, что говорит. Это закон восприятия. Иногда мне говорят: у нас девочка очень любит вашу передачу, а ей полтора года. Она, говорят, под вас хорошо кушает. Я хотел бы, чтобы восприятие было содержательное.
Меня часто спрашивают, насколько неприятны проявления интереса ко мне. Всегда приятны. Я не эстрадный певец, поэтому ко мне не кидаются с дикими криками, не разрывают одежду на мне. Обычно говорят хорошие слова, благодарят за передачу. Не припоминаю неприятных проявлений. Вот письма бывают разные. Мне пишут не так много, я вступаю в переписку. Какая-то дама прислала мне из Ленинграда открытку, у нее какая-то двойная дворянская фамилия, но она почему-то была обижена, что я не очень похвально отзывался о большевиках. Я ей ответил, написал, что никакого зоологического неприятия товарищей большевиков не было у меня в передаче, но как явление товарищи большевики мне неприятны. Реки крови, которые они пролили, никуда не денешь, это правда. Я вообще не очень понял, чего от меня хотели. Вообще писем мало, может быть, люди извлекают информацию из передач.
У меня нет компьютера, не умею пользоваться Интернетом, нет желания и времени. Пишу я ручкой. Мне все мои знакомые говорят, что это просто и научиться пользоваться Интернетом ничуть не сложнее, чем научиться пользоваться утюгом. Я бы научился, я это понимаю, но необходимости сейчас нет пока. Я пишу книги разные, я сейчас закончил книгу совсем на другую тему, она о замечательном актере Викторе Гвоздицком. Он умер в 2007 году, мы с ним общались 29 лет. Вот когда его не стало, я подумал, что надо о нем написать, и написал большую книгу. Компьютерных страниц получилось более 600. Если книгу издам, это будет страниц 400. Про эту книгу я с волнением думаю. Сейчас заканчиваю работу над рукописью, уже получил правку литературного редактора. Я тоже писал ручкой, а машинистка мне это дело набирала.
В том, у кого больший интерес, многое зависит от того, как рассказывать, можно рассказать интересно о Костроме и скучно о Париже. Если телеведущий знает то, про что он говорит, и умеет рассказывать интересно, тогда будет интересно буквально всем. Очень много неизвестных вещей в Москве. Я не все извлекаю из своих знаний и памяти. Мне готовят сценарий. Но я не рассказываю их от первой буквы до последней, и вообще никогда так не делаю. Добавляю то, что мне интересно, пропускаю неинтересное. Мне кажется, что телеэкран человека очень проявляет, еще больше, чем эстрада. Ахматова говорила: «Как скрывает человека сцена, так его беспощадно обнажает эстрада. Эстрада что-то вроде плахи». В те времена на эстраде поэты читали свои стихи, это было непохоже на современную эстраду. Но телевидение еще больше раскрывает, там есть крупный план. Когда человек говорит о том, что ему неинтересно или неизвестно, это видно. Я, озолоти меня, не мог бы вести передачу о футболе, политике или автомобилях, я в этом ничего не понимаю. Когда приходится рассказывать о том, что мне не понятно, это очень большое напряжение. Но меня в этом плане несколько раз похвалили. Когда мы снимали передачу на ВДНХ о фонтане Дружбы народов, нам руководство позволило спуститься в него. Мне объяснили принцип его работы, и я довольно складно повторил. И человек этот мне сказал: вы очень толково все сказали, без ошибок. Но сейчас, конечно, я это забыл, потому что как работает эта система гидравлическая, я, конечно, не знаю. Или Жуковском мне показали, как работает аэродинамическая труба. Я что-то объяснил в передаче, не наврал. Но это не та история, когда я говорю про историю, литературу, театр, культурные традиции, здесь я чувствую себя свободно. Я больше люблю такие сюжеты.
Я упоминал сегодня Гвоздицкого, он мне говорил: «Паша, то, что вы на экране, это часть вас, которая наиболее импонирует зрителям и вам самому». Про мое экранное существование нельзя сказать «имидж» – это точно, этого никто не придумывал. И про натуралиста то же самое. Это я, но, наверное, не весь. Были какие-то суждения у журналистов, писали даже, что в жизни я совсем не смешной. Я смешной, но не всегда, разумеется.