Рязанский Валерий Владимирович 10:26 08/10/2013
Пенсионный фонд, конечно, не банкрот и никогда им не может быть по определению, потому что за Пенсионным фондом стоят гарантии государства. Первая часть нашей пенсии – это фиксированная базовая часть, которая всегда выплачивается государством. Она – небольшая, по нынешним меркам – порядка 4 тысяч рублей. Страховая часть пенсии зависит от того, сколько вы зарабатываете, потому что в страховую часть идут 10 % от того, что за нас перечисляет работодатель. То есть порядка 6 % идёт в государственную гарантию, 10 % — в страховую часть, 6 % — в накопительную. Это 22 %. Что касается страховой части, здесь должно быть понимание, почему мы приветствуем шаги правительства, направленные на то, чтобы мотивировать людей на более длительный производительный, квалифицированный стаж с большей заработной платой. Потому что тогда у нас больше возможности в механизме распределения пенсий для ныне живущих пенсионеров. Это говорит о том, что мы можем назначить им более высокие пенсии. Что касается накопительного компонента, то да, действительно, сегодня мы распределяем страховых пенсий больше, чем собираем, и нам помогает государство. Оно помогает ликвидировать «дыру» в бюджете Пенсионного фонда по нескольким основаниям. Государство вводит льготы по величине взносов для определённых видов бизнеса: малый бизнес, бизнес высоких технологий, бизнес в аграрном сегменте и т. д. Давая такие льготы, государство компенсирует эти потери Пенсионному фонду. Например, выполнение государственных функций – молодого человека отправляют в армию. Ему надо засчитать этот год в стаж и за него внести в пенсионную систему страховые взносы. Есть те трансферты из бюджета страны, которые компенсируют эти потери, вызванные решениями самого государства. И есть в чистом виде то, что мы недособираем в силу того, что у нас есть самозанятое население, которое платит взносы в пенсионную систему из расчёта 1 МРОТ, а на самом деле мы не знаем, какая у них заработная плата. Получается, что значительное количество людей, работая сами на себя, не участвуют в создании нашей общей «пенсионной копилки». В этой связи есть ещё одна причина, которая побудила Министерство финансов поднять вопрос о накопительном компоненте, а прежде всего, о его сохранности. Сейчас речь идёт о сохранности накопительного компонента. Все знают, что накопительный компонент у нас состоит из двух больших систем – то, что находится во «Внешэкономбанке», это приблизительно 1 триллион 300 миллиардов рублей. Это государственная гарантированная система. И есть негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании, где сейчас находится 1 триллион 184 миллиарда рублей. Всё это и есть накопительный компонент, который за эти 8 лет накоплен теми поколениями россиян, которые сейчас работают и отчисляют взносы в накопительный компонент. Обмануть их ожидания высокого эффекта государство не имеет права, поэтому сейчас внесены проекты законов о создании системы гарантий этих накопительных компонентов. Почему именно сейчас? Потому что, во-первых, этих взносов ещё не так много, чтобы не было накопленных рисков. А во-вторых, негосударственные пенсионные фонды стали интенсивно модифицироваться, что создаёт некую опасность для будущих поколений тех, кто потом рассчитывает на накопления. Поэтому сейчас правила игры будут ужесточаться. Сейчас порядка 130 негосударственных пенсионных фондов участвуют в этом процессе. Сколько их останется — покажет экзамен, который им нужно пройти. Будет создаваться соответствующая система гарантий. Она достаточно сложная, поэтому я не буду сейчас о ней подробно говорить. Есть специальные законы для этого. Шесть законов внесены правительством в Государственную Думу, рассматривать их мы будем в самое ближайшее время. Но должен всех успокоить – это как раз та система гарантий, которая создаётся наподобие гарантий наших вкладов в банках. Она должна служить тому, чтобы мы не беспокоились за свои пенсионные накопления, которые откладываются в ходе нашей трудовой деятельности.
AIF.RU Ведущий конференций 10:27 08/10/2013
А с какого момента эта система начнёт работать?
Рязанский Валерий Владимирович 10:27 08/10/2013
Для каждого негосударственного пенсионного фонда она начнёт работать с момента, когда он пройдёт все эти испытания. По моим оценкам, это будет не раньше июля следующего года, потому что процедуры по срокам регламентируются таким образом, что начинают действовать не раньше, чем через полгода от вступления закона в силу. Поэтому я думаю, что это процедура 2014 года, а часть захватит и 2015 год. Потому что, допустим, пенсионный фонд подал документы, не прошёл с первого раза аттестацию или аккредитацию (не знаю, как это будет называться), он имеет право подать документы повторно. На это время законом устанавливается некий срок рассмотрения всех претензий. Так что для некоторых это может затянуться на год – полтора. А вообще, стандарт – полгода. Ещё раз хочу повторить – это такая же система, как страхование вкладов в коммерческих банках. Сегодня каждый россиянин, у которого есть вклады в негосударственной банковской системе, имеет гарантии, что его миллион будет ему возвращён при любых обстоятельствах, связанных с банкротством того или иного банка. Если у вас больше миллиона, то миллион вам гарантируется, а оставшаяся часть будет вами получаться в тех объёмах, которые позволят решить при банкротстве в вашу пользу.
AIF.RU Ведущий конференций 10:28 08/10/2013
Многих наших читателей волнует вопрос – куда лучше направить накопительную часть, в негосударственный пенсионный фонд или написать заявление во «Внешэкономбанк».
Рязанский Валерий Владимирович 10:28 08/10/2013
Тут советы давать сложно. Я в своё время возражал против накопительного компонента в таком виде, когда речь идёт об обязательных взносах в пенсионный накопительный компонент. Раз он обязательный, то вас особо не спрашивают. У работодателя изымается часть ваших недополученных заработных плат и передаётся. Эти деньги опосредованно вроде бы ваши, но с другой стороны, они – не ваши, потому что это деньги вашего работодателя. Тем не менее введение накопительного компонента – это начало воспитания будущих поколений пенсионеров. На сегодняшний день полезность накопительного компонента заключается в том, что это начало того процесса, когда молодой человек с первой заработной платы уже должен и может позаботиться о своей будущей пенсии. Вопрос гарантий, вопрос доверия мы обсуждали чуть раньше. Что касается куда вложить, давайте рассуждать. Только начинающий свою трудовую деятельность молодой человек имеет право в течение 5-ти лет отправить средства в негосударственную систему, но при этом, выбрав негосударственный пенсионный фонд, он не имеет права оттуда перевести эти деньги в другую систему. Система должна быть стабильна. Нельзя так – сегодня в одном негосударственном фонде, завтра – в другом и т. д. Что касается гарантий, то я приведу вам итоги за 2012 год. Государственная система (взносы во «Внешэкономбанк») дала доходность 9,21 %. Доходность негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний ниже — 6,7–7,2 %. Но это результаты за год. Если взять цифры на более длинной дистанции - с 2004 по 2012 год, то средняя инфляция по стране – 9,6 %, эту доходность не показала ни одна система: ни «Внешэкономбанк», ни негосударственные пенсионные фонды. Поэтому говорить сегодня, что какая-то система более эффективна или менее эффективна, не приходится, слишком мало времени прошло. Кто-то решил рисковать и вкладывать деньги в негосударственный сегмент, таких на сегодняшний день 21 миллион человек из 70 миллионов работающих. Это говорит о том, что достаточно большой блок молодых работающих людей выбирает более рискованные и более либеральные системы, где можно самому участвовать в системе управления. Но это личное дело каждого, куда отправлять свои деньги. Всех призываю всё-таки к анализу того, что происходит в негосударственных пенсионных фондах. Смотрите, изучайте их экономическую деятельность, кто в управлении, кто собственник, кто гарант. Здесь надо проявлять определённую здоровую осмотрительность.
AIF.RU Ведущий конференций 10:29 08/10/2013
На выходе, после проведения пенсионной реформы, мы должны получить ответственного гражданина, который не будет действовать по принципу «авось пронесёт».
Рязанский Валерий Владимирович 10:29 08/10/2013
Это часть задачи – воспитать определённое отношение к своим пенсионным делам, чтобы гражданин следил за своей пенсионной историей, а не только надеялся на государство. Тем более что часть проблем, связанных с пенсионными делами, решает только одну составляющую будущей пенсии. Например, когда мы говорим о пенсии, это приблизительно 40 % от вашей заработной платы, но ведь есть же ещё возможность участвовать в корпоративных пенсионных системах, которые могут давать, по расчётам специалистам, до 15 % от вашей заработной платы. Эта корпоративная система создана и в «Газпроме», и у нефтяников, и у металлургов, и у железнодорожников, у тех, кто может себе позволить, кроме обязательной страховой пенсионной системы, иметь ещё одну рядом, которая называется «корпоративная». Некоторые называют её красивым выражением «золотые кандалы» или «золотые наручники». Для чего она создаётся? Для того чтобы удержать квалифицированных специалистов в отрасли. Если цель такова, то и слава богу, потому что высоко квалифицированных специалистов нужно мотивировать и держать у себя в отрасли. Ещё одна система, которую можно и нужно создавать и развивать, - это частная пенсионная система, которая может дать, по оценкам специалистов, до 5 %. Таким образом, реформа должна побудить граждан рассчитывать не только на государственную систему, которая позволит застраховать себя на 40 % от потерянной зарплаты, но и около 15 % получать от корпоративной системы, а также около 5 % от вложения в частные компании. Такую цель преследуют изменения в пенсионной системе.