Примерное время чтения: 46 минут
201

Вячеслав Фетисов о перспективах нашей сборной на Олимпиаде. Онлайн

Фото Алексея Богданова

В конференции участвуют: Фетисов Вячеслав Александрович

12 сентября гостем нашей студии стал первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, легендарный хоккеист Вячеслав Фетисов.

В рамках онлайн-конференции мы поговорили о механизмах популяризации спорта в России, предстоящей Олимпиаде и перспективах нашей сборной, о развитии хоккея в регионах страны, расширении КХЛ и многом другом. 

Ответы:
Фетисов Вячеслав Александрович 10:08 13/09/2013
Ведущий конференции: Добрый день, дорогие читатели «Аргументов и фактов»! Приветствуем вас в нашем пресс-центре. Сегодня нашим гостем стал первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, сенатор от Приморья, легендарный хоккеист, двукратный чемпион Олимпиады, семикратный чемпион мира Вячеслав Александрович Фетисов. Здравствуйте, Вячеслав Александрович. Фетисов Вячеслав Александрович: Добрый день. Ведущий конференции: Всё это время читатели присылали вам вопросы на наш сайт, главными из которых стали предстоящая Олимпиада в Сочи, начавшийся недавно шестой сезон в Континентальной хоккейной лиге и другие. Я предлагаю начать с Олимпиады, потому что многие спрашивали именно о ней.
Вопрос:Сочи -2014 17:20 10/09/2013
Вячеслав, у вас есть уверенность в том, что с хоккейной сборной в Сочи-2014 не произойдет того, что случилось с ней на чемпионате мира? Понимает ли Билялетдинов, что делает?
Вопрос:Олег Матросов 17:20 10/09/2013
Добрый день, Вы планируете вновь выйти на лед в форме ЦСКА в матче КХЛ?
Вопрос:Эдуард Луговской 17:21 10/09/2013
Есть что-то, что вам так и не удалось осуществить в своей карьере хоккеиста?
Вопрос:фильмоман 17:22 10/09/2013
После успеха "Легенды номер 17" к вам не обращались с идеей фильма о вашей "первой пятерке"?
Вопрос:Жуков 63 17:23 10/09/2013
На ваш взгляд, насколько министр спорта Виталий Мутко справляется с задачами развития массового спорта и спорта высших достижений?
Вопрос:Анатолий Москва 17:24 10/09/2013
Скажите, Вячеслав, внука Третьяка взяли в ЦСКА за реальное мастерство или по протекции именитого дедушки? Насколько вообще подобный "блат" мешает российскому хоккею?
Вопрос:Хочу знать 17:26 10/09/2013
Анатолий Тарасов, Виктор Тихонов, Скотти Боумэн. Какой из этих тренеров дал вам, как спортсмену, больше всего, и какой из них вам кажется самым великим?
Вопрос:Как бы Володя 11:50 11/09/2013
Правда, что вы снялись в "Молодежке"? Неожиданно было увидеть вас в "Ворониных", что вас такого солидного и занятого человека привлекает в съемках в сериалах, ведь явно же не деньги?
Вопрос:Семья Дядьковых 12:10 11/09/2013
Добрый день, уважаемый Вячеслав Александрович, у нашего сына есть реальные способности к хоккею, но как простому мальчишке из Волгограда пробиться, если его родители рядовые работники. Одна экипировка стоит бешеных денег, куда не плюнь - везде нужны деньги, как быть?
Вопрос:Denis 909 13:08 11/09/2013
Хотелось бы узнать у господина Фетисова, чего реально он добился занимая свой пост? Я знаете ли очень скептически отношусь к экс-спортсменам, а ныне "великим" политикам, уж простите.
Вопрос:Юлия Александрова 13:27 11/09/2013
Вячеслав, наша страна вложила миллиарды на Олимпиаду, как вы считаете оправданы ли эти затраты? Спасибо
Ответы:
Фетисов Вячеслав Александрович 10:16 13/09/2013
Любое мероприятие такого уровня во всём мире проводится с одним условием – чтобы рано или поздно оно окупилось, даже финансово, не говоря уже о моральной стороне дела. Я участвовал в работе по продвижению Сочи по должности, я тогда руководил спортом. Два года летал по всему миру и убеждал членов МОК, что стране это сегодня нужно. Это поможет развить регион, получить дополнительные возможности для одного из немногих курортов, получить новую инфраструктуру аэропортов, дорог, портов, железнодорожных вокзалов, гостиниц и т.д. Плюс это имиджевая составляющая страны. Это и возможность дать шанс нашим ребятам выступить на домашней Олимпиаде, потому что любой спортсмен мечтает завоевать золотую медаль у себя дома. А самое главное – что это всё останется у нас в стране, это же никуда не уедет: горнолыжный кластер, который, мы надеемся, станет главным курортом для россиян и наших соседей не только из бывшего Советского Союза, но и стран Черноморского побережья. Надеюсь, что все эти вещи были продуманы, когда всё это строилось. Что касается финансовой составляющей, то вложены колоссальные деньги. По разным оценкам потрачено больше, чем планировалось. Но всё это останется нам, и это главное. Думаю, что эти спортивные объекты будут востребованы и будут приносить пользу как спорту, так и бизнесу.
Вопрос:Валерий Петрович 14:07 11/09/2013
Канадские специалисты предрекают чуть ли не смерть российскому хоккею в обозримом будущем. Главной причиной называется система воспитания молодых спортсменов. Это взгляд со стороны. А если смотреть изнутри, то в каком состоянии находится детский хоккей в нашей стране?
Ответы:
Фетисов Вячеслав Александрович 10:21 13/09/2013
Наша главная проблема – воспитание своих хоккеистов. Когда я был руководителем «Росспорта», при мне было построено 300 открытых катков в стране. Это в 10 раз больше, чем в Советском Союзе за всю его историю. Нам надо создать правильную систему, чтобы она работала. Систему драфта, не искусственного, а настоящего. Она поможет нам охватить всё, что у нас сегодня развивается в этом направлении. Потолок зарплат, который не даст возможность богатым клубам, которые, в основном, финансируются из госкорпораций, иметь преимущество перед другими. Неравномерное развитие вызывает отторжение у людей. Если мы дадим шанс, как в северо-американских лигах, в течение 10 лет при правильном менеджменте создать команду чемпионов, это только поднимет интерес. Мне всё равно, Новокузнецк будет чемпионом или Питер, если мы говорим о развитии. Это главная проблема, и здесь понимания нет ни у Федерации, ни у Лиги. Если на сайте такую полемику развернуть, будет много людей за и против, потому что никто не понимает, как этот инструмент работает. Это будет для всех ребят в нашей стране шансом пробиться на самую верхушку, потому что сегодня это происходит в рамках клубов и детских спортивных школ, которые под ними находятся. А где остальные 300? Где остальные территории, которые сегодня не участвуют? Я понимаю, что у нас есть и ВХЛ, и Молодёжная лига. В 90-е и 2000-е годы у нас не было соревнований для 16-18 летних ребят. Их просто увозили в Северную Америку. Федерация хоккея их пачками увозила. Двести пятьдесят семнадцатилетних парней уехало, в хоккей заиграло только 25 человек. 225 игроков – самых талантливых, которые не готовы были ни морально, ни физически к новому вызову, просто сломались. Те вредители, которые в то время развитием хоккея занимались, просто погубили ребят. Сегодня создана система. Континентальная хоккейная лига развивает молодёжную лигу, которая тоже имеет интернациональный статус сегодня. За этим будущее, но нам надо не потерять и тех, кто сегодня катается на этих открытых катках, чтобы дать им шанс. Это наше богатство. Может быть, сейчас где-то во Владивостоке, в Находке или Магадане катается парень, которого без системы увидеть невозможно. А если будет создана система, мы ни одного пацана на нашей территории не потеряем. Мы будем заинтересованы в том, чтобы не «блатные» дети катались, которые платят детскому тренеру, а те, кто имеет талант и перспективу. Мы говорим не о цифрах, а о качестве. В Советском Союзе было 6 или 7 центров, где воспитывались хоккеисты. Иногда появлялись тренеры-самоучки и очень талантливые ребята. Всего 6 центров. Если сравнить с Канадой в то время, то мы никак не вписывались, но мы всех обыгрывали, потому что была чёткая система отбора. Иногда количество не является условием качества. Система обязательно должна работать. Я стараюсь достучаться до всех, но остаюсь не услышанным. Я считаю, что для нашей страны при неравенстве финансовых возможностей, экономического благополучия семей, регионов — это шанс. Он, кстати, был у меня прописан в законе о спортивной подготовке, который тоже, к сожалению, пока не работает. Поэтому я готов к дискуссии, если это будет кому-то интересно. Знаю, что родителей эта тема интересует.
AIF.RU Ведущий конференций 10:22 13/09/2013
Родителей прежде всего интересует стоимость обучения ребёнка.
Фетисов Вячеслав Александрович 10:22 13/09/2013
Правильно. Не платить бешеные зарплаты тем, кто этого не заслуживает, а вложиться вот в этих пацанов, чтобы они имели возможность коньки получить бесплатно, поступая в спортивную школу, и клюшку, которая дорого стоит. Вот в этом сегодня наша задача – дать шанс каждому. Я вырос в бараке, и в этом плане я благодарен той системе, хоть она и корявая была, но она дала мне шанс с третьего раза попасть в Центральный спортивный клуб. Сначала во дворе дали немыслимые по размерам щитки, коньки, варежки и клюшку, потом в детской спортивной школе ЦСКА снабжали экипировкой, давали шанс играть. В этом сегодня задача профессиональной лиги, государства в целом, регионов, муниципальных властей – объединить усилия и дать детям шанс. А для этого нужно прописать всё это в законе. Я стараюсь продвигать этот закон, там есть пункт о создании учреждений спортивной подготовки, которые должны полностью брать на себя заботу об экипировке, системе обеспечения соревнований, отбора, медицины, начиная с первых шагов. Это наша общая задача: государства и хоккейного бизнеса, если мы хотим дальше растить суперзвёзд.
AIF.RU Ведущий конференций 10:24 13/09/2013
В первую очередь в этом должны быть заинтересованы клубы. Почему они сами не готовы предоставлять экипировку молодым хоккеистам?
Фетисов Вячеслав Александрович 10:24 13/09/2013
Клубы КХЛ содержат все спортивные школы. Может быть, не полностью, но в целом проблем нет. Я говорю о тех пацанах, которые сегодня не имеют возможности и не попали в это число. Они где-то катаются: и коньков нет, и клюшку мама не может купить. Вот о них мы должны позаботиться. А те, кто находится в вертикали, — это с одной стороны хорошо, а с другой — плохо, потому что КХЛ не понимает, что его суперзвезда, может быть, сегодня не в этой системе. Я вырос в детской школе ЦСКА и горжусь этим, но суперзвёзд, которых воспитал именно ЦСКА, человек пять. Все остальные – это откуда-то привезённые ребята. Где-то они в своё время получили поддержку государства, системы. А клубы сегодня не понимают, что надо создать систему скаутинга по всей стране, чтобы ни одного пацана не потерять.
AIF.RU Ведущий конференций 10:24 13/09/2013
Одному клубу это не под силу сделать?
Фетисов Вячеслав Александрович 10:24 13/09/2013
Клуб может в рамках своего региона действовать, но это, в общем, не его задача. Почему в профессиональных лигах Северной Америки (хоть это и не модно — говорить сегодня о Северной Америке, но там система апробирована уже и как бизнес, и как спортивная составляющая), у клубов нет детских спортивных школ? Если бы это было эффективно, наверное, они бы таким образом работали. У них первый отбор проходит на уровне 14 лет в систему юниорских команд или High School, а потом на уровне 18 лет проходит второй отбор в виде драфта. То есть для того, чтобы собрать лучших четырнадцатилетних, нужно по всей стране ездить, а уже на уровне драфта Национальной хоккейной лиги – весь мир охвачен. То есть ни один парень, который здесь играет, не остаётся за кадром. Они все — под контролем специалистов всех уровней, и ошибок практически нет в плане присвоения порядкового номера по таланту для молодых игроков.
AIF.RU Ведущий конференций 10:25 13/09/2013
Вторая проблема, которая волнует родителей, — это коррупционная составляющая. Как с нею бороться?
Фетисов Вячеслав Александрович 10:25 13/09/2013
Я проводил на уровне Совета Федерации, когда был председателем комиссии по спорту, совещание с родителями по двум вопросам: поборы со стороны тренеров и «блатные» дети, то есть платят тренеру, и он обязан ставить игрока в первое звено. Тем, кто платит за ребёнка, чтобы он играл в первом звене, могу сказать, что это бесперспективное дело. Это самообман. Вы обманываете ребёнка. Мне в своё время показали в интернете один кадр. Мальчишка в маске обращается к папе: «Папа, а чего этот тренер не ставит меня, ты же ему денег заплатил!». Это дискредитация всего. Нужно понимать, что этот парень никогда не заиграет. Когда он придёт в 18 лет соревноваться с мужиками, папы уже там не будет. Значит, ты ломаешь ребёнка. Он думает, что он – хороший, а на самом деле нет. А самое главное – как стимулировать того, кто работает с детьми – детского тренера. У нас в КХЛ была создана система компенсации тем, кто воспитал. Представьте, мы делаем всеобщий правильный драфт и говорим, что за первый раунд драфта каждая школа получает 500 тысяч долларов за игрока. 30 % денег отдайте тренеру, который воспитал этого парня. Это большие деньги. Для регионов – это серьёзные вещи: дом, машина, материальное благополучие семьи. Тогда тренер будет работать для того, что парня найти и воспитать. Он будет этим жить. Плюс мы получаем специалистов. Ты воспитал парня, значит, тебе можно доверить уже молодёжную команду. Сразу идёт тренерская конкуренция. А если есть тренеры в молодёжных командах, вот тебе будущие тренеры в Континентальной хоккейной лиге. Не иностранцы, а свои, которые прошли весь путь не потому, что они – чьи-то родственники, а потому, что у них есть конкретный результат, за ними есть конкретные дела и воспитанники. Соблюдение спортивного принципа – это то, что даёт в итоге результат мирового уровня. Купить результат в спорте нереально. Даже если можно купить, то он ничего не стоит ни с точки зрения морали, ни с любой другой.
AIF.RU Ведущий конференций 10:26 13/09/2013
Сколько лет понадобится, чтобы выстроить систему? В НХЛ это выстраивалось десятилетиями.
Фетисов Вячеслав Александрович 10:26 13/09/2013
Начинать надо было вчера. Когда первому тренеру на драфте юниоров вручат конверт со 170 тысячами долларов, сразу всё поменяется. Когда не агенты будут рулить процессом, а талант игрока, то через 5 лет всё станет на свои места. Для этого надо понимать, как это работает, знать приоритетность того, для чего ты всё это делаешь. Надо немного потерпеть, но я знаю, что это будет работать и приносить удовольствие всем участникам процесса. Ещё важно заметить, что мы очень много людей потеряли, не только тех, кого увезли в конце 90-х – начале 2000-х годов. У молодёжи в 14-16 лет очень обострено чувство справедливости. Если он чувствует что-то не то, что папа и мама не могут дать тренеру денег, чтобы он что-то дальше делал, то они уходят, ломаются. Иногда талант не может сам себя защитить. Таких примеров за мою жизнь было очень много, хотя я считаю, что спортивный принцип в Советском Союзе был определяющим. Но что-то не так пошло, и они уходят. Если же видят беспредел, что за деньги можно купить всё, а у них их нет, они озлобляются. Думаю, что эта ситуация многих ребят поломала.
Вопрос:Борис 17 14:10 11/09/2013
Добрый день, Вячеслав Александрович. Многие молодые российские хоккеисты, несмотря на прогресс КХЛ в последние годы, все равно предпочитают при первой же возможности уезжать в НХЛ. Что бы Вы посоветовали таким хоккеистам? Что должно было бы их удержать в КХЛ? В каком возрасте стоит уезжать за океан?
Ответы:
Фетисов Вячеслав Александрович 10:29 13/09/2013
Я долго бился над поправкой в закон, чтобы мы могли защитить свои права. Не знаю, почему она до сих пор не реализуется. Раньше у нас ребята уезжали, даже имея контракт здесь, так как у нас закон был пролоббирован с поддержки агентов, что отношения регламентируются Трудовым кодексом Российской Федерации, то любой человек, написав заявление, через две недели может быть свободен, и ты ничего не можешь сделать. Мы не можем даже предъявить претензии в суде. Помню, с Малкиным целая эпопея была. Я спрашивал У Рене Фазеля, почему он защищает права игроков Национальной хоккейной лиги, а наших нет. А там действуют два документа: типовой контракт, где прописаны взаимоотношения игрока и клуба, коллективный договор между профсоюзом игроков и Лигой, где прописаны компенсации, страховки, пенсии, в том числе и права клубов НХЛ на игроков до момента неограниченного свободного агента. А он говорит: «У вас закон не защищает вас». А в НХЛ есть эти два документа плюс соглашение между НХЛ и Международной федерацией хоккея, где они не разрешают никому играть без разрешения клуба Национальной хоккейной лиги. Он знал об этом нашем законе, знал, кто его пролоббировал, кто заплатил. Я внёс поправку, что в нашем спорте отношения могут регламентироваться другими актами, кроме договоров Трудового кодекса. То есть мы вносим этот пункт в контракт, вносим его в соглашение между профсоюзом игроков и Континентальной хоккейной лигой, и всё. Игрок, который подписал первый контракт с клубом КХЛ до получения статуса неограниченного свободного агента, является собственностью КХЛ. Ни один игрок не уедет отсюда без разрешения. А это может быть уже другая компенсация. Если ты хочешь получить Малкина в Питтсбург, то не за 100 тысяч долларов, а за 100 миллионов. Тогда совсем другая ситуация складывается. Или отыграй здесь до 26-27 лет, а потом в качестве свободного агента можешь ехать, куда хочешь. Тогда мы защитим права клубов, права нашего хоккея, дадим возможность компенсировать труд тех, кто воспитал этих ребят, и т.д. То есть интерес к клубам совершенно другой. А если мы ещё введём систему драфта, где лучший новичок едет играть в команду, самую неудачную в этом году, то мы в течение 10 лет можем выровнять уровень, который создаст совершенно другой интерес у спонсоров, телевидения. Соблюдение спортивного принципа – это единственный залог создания спортивного бизнеса, который приносит колоссальные деньги во всём мире. Мы думаем, что, если у нас будет два клуба, которые спонсируются беспредельно по деньгам, то это то, что нам надо, а все остальные – только для того, чтобы штаны поддержать. Я считаю, что это не тот подход, который нам нужен.
Вопрос:Олежик Москва 14:26 11/09/2013
Много говорится о необоснованно больших зарплатах российских футболистов. Но в хоккее зарплаты не меньше, если даже не больше. Только по грубым подсчетам Илья Ковальчук в СКА получает 11 миллионов долларов в год. В КХЛ семь хоккеистов, в том числе и он, выведены за потолок зарплат, а их суммарный годовой доход составляет 960 миллионов рублей. Не раздуты ли зарплатные ведомости в КХЛ? Зачем нужен потолок зарплат, если мы в любой момент можем вывести за его пределы необходимых ведущим клубам хоккеистов?
Ответы:
Фетисов Вячеслав Александрович 10:30 13/09/2013
У нас сегодня есть одна задача – Олимпиада. Если Илья решил играть здесь, то естественно сделать это исключением. Ходят разные слухи, что потолок в 6-7 клубах превышает тот, что на самом деле принят. Это слухи, но агенты у всех одинаковые, и слухи просто так не рождаются, то есть все знают на самом деле, где собака зарыта. Много разных вариантов есть, бонусы различные прописываются, что запрещено в профессиональных лигах. Там есть корпоративная договорённость – зачем платить больше, когда можно платить меньше. Мы видим примеры. На самом пике развития НХЛ, когда был колоссальный интерес, два раза был локаут: один – на весь год, второй – почти на весь год. Почему? Потому что, если правила игры не устанавливаются для всех, то перспективы никакой. Поэтому люди берут серьёзное время для того, чтобы ещё раз договориться о том, как жить дальше. Нельзя за счёт билетов и повышения цен на пиво, бутерброды платить деньги тем, кто сегодня по разным причинам этого не отрабатывает. Поэтому есть отложенные платежи, 20 % контрактов игроков НХЛ удерживается до окончания сезона. По окончанию сезона рассчитывается модель успешности лиги по финансовым показателям. Если всё хорошо, деньги возвращаются игрокам. Если нет, остаются в клубах. Это всё давно придумано, нам нужно взять всё лучшее, что там есть, и двигаться в своём направлении. Два-три клуба, которые выше всех на голову, — это неправильно, это не тот путь, который нам нужен. Наша страна живёт в разных экономических зонах, и как раз спорт и может объединить. Если каждому дать шанс, то будет другая атмосфера в обществе.
Вопрос:Эдуард Шалов 15:01 11/09/2013
Здравствуйте, есть информация, что создание хоккейной команде в Сочи – это уже практически решенное дело. Такое решение связано с тем, что в Сочи построен ледовый дворец, или в регионе действительно ощущается потребность в команде КХЛ?
Ответы:
Фетисов Вячеслав Александрович 10:17 13/09/2013
Я был свидетелем того, как в Национальной хоккейной лиге появлялись команды во Флориде: «Флорида пантерз», «Майти дакс», «Сан-Хозе шаркс», «Финникс койотс», то есть там, где снега никто и не видел. Могу сказать, что интерес к хоккею там колоссальный. Философия такая – люди из северных районов едут туда, где тепло, и имеют возможность посмотреть свои команды. Я думаю, что в Сочи построен самый современный Дворец спорта, и ничего искусственного в этом нет. Например, владивостокский «Адмирал» — я имел отношение к созданию этой команды. Создавать команду с нуля – это очень сложно, особенно там, где нет традиций. Но тем не менее команда создана буквально за пару месяцев и неплохо стартовала в этом сезоне. При формате Континентальной хоккейной лиги, то есть то, что сделали по нашей просьбе у владивостокцев – создали процедуру Exception draft – когда каждая команда защищает определённое количество игроков и примерно по 5 выставляет на рынок, можно взять по одному игроку, то есть можно уже иметь 20 игроков, по одному из каждой команды, чтобы начать. Плюс селекция, плюс свободный агент. Думаю, что эта процедура даёт возможность создать команду в любой точке не только России, но и всего мира. Было бы желание, финансы, правильный менеджмент. И люди пойдут, потому что хоккей у нас – притягательная игра. Может быть, поначалу она будет казаться некоей экзотикой, но потом люди втянутся. Этот процесс уже прошёл апробацию во всём мире и вполне успешно будет работать у нас.
AIF.RU Ведущий конференций 10:18 13/09/2013
Получается, что в Сочи есть ультрасовременная инфраструктура, но пока нет команды. А во Владивостоке уже есть команда, которая показывает результат, но многие говорят, что инфраструктура устаревшая. Планируется ли во Владивостоке развивать инфраструктуру? Может быть, построить Дворец Спорта?
Фетисов Вячеслав Александрович 10:18 13/09/2013
Я – сенатор уже 5 лет. Колоссальные инвестиции пришли в регион. Это было связано с проведением Саммита. И мосты, и дороги, и новый театр. Современный Дворец спорта открывается 27 числа – самый большой на территории Сибири и Дальнего Востока. Самый современный Дворец с возможностью проводить не только хоккейные матчи, но и любое мероприятие, вплоть до концерта мировых звёзд. Для губернатора это будет главной имиджевой площадкой, потому что хоккеисты со всего мира туда поедут. Надеюсь, и в баскетбол будут играть со временем, и звёзды мировой эстрады будут давать концерты. Для Дальнего Востока, для Приморского края хоккейный дворец, который строится под команду, и будет являться главной имиджевой составляющей.
AIF.RU Ведущий конференций 10:19 13/09/2013
С этой точки зрения интересно ли будет «Адмиралу» встречаться с клубами из Китая, Японии? Такие планы озвучивались в прошлом году, но дело с мёртвой точки вроде не сдвинулось.
Фетисов Вячеслав Александрович 10:19 13/09/2013
Это была моя идея. Думаю, что в ближайшее время она воплотится. Мы не должны забывать, что без нас ни Китай, ни Корея, ни Япония игру не разовьют, хотя интерес там колоссальный. На все игры Национальной хоккейной лиги, который проводились там, билеты продавались за год до проведения игры. Мы уже попробовали двух парней из Корея и Японии. Формат, такой же, как во Владивостоке, и в Сочи может подойти этим клубам. Идея такова — два клуба из Японии (Саппоро и Ногано), из Китая (Шанхай и Харбин), в Харбине хоккей развивается давно, из Кореи (Сеул и Пьончанг, столица Олимпийских игр 2020 года). Представьте себе, Тихоокеанский дивизион Континентальной хоккейной лиги, куда входят Хабаровск и Владивосток, две китайские, две корейские, две японские команды. Это новый рынок, новые спонсоры, новые перспективы этой замечательной игры. Россия находится в таком геополитическом пространстве, где без нас никто ничего не сделает. Уже пробовали, ничего не получается. Заинтересованность есть, уже ведутся переговоры на самом высоком уровне по созданию этих команд. Думаю, что это перспектива ближайшего будущего.
Вопрос:Мирослава Г 15:22 11/09/2013
Вы участвовали в съемках первого в мире сериала про хоккей «Молодежка». Расскажите немного о творческом процессе, о самом сериале и о том, что он может дать российскому спорту…
Ответы:
Фетисов Вячеслав Александрович 10:35 13/09/2013
Несколько лет назад мы разговаривали с Фёдором Бондарчуком и я сказал, что нам нужно кино про то, как это всё происходит в жизни. Это такая закулисная тема, которую мало кто знает. Но она настолько притягательна, что может всколыхнуть молодёжь в нашей стране и заставить поверить в то, что шанс есть у каждого. Они написали сценарий и пригласили меня в качестве консультанта. Я даже в двух эпизодах там снялся. Прикольно было прикоснуться к этому миру. Недавно был на «шапке», когда заканчиваются съёмки, собираются актёры, режиссёры, продюсеры. Был Фёдор Бондарчук, Вячеслав Муругов – руководитель канала, Дмитрий Табарчук, которого я считаю великим менеджером, ребята, которые играли хоккеистов. Мне кажется, что этот сериал перевернёт сознание молодых людей. На мой взгляд, он очень интересен. Там показана жизнь мальчишек. В начале это плохо организованные парни, которым безразлично всё, что происходит, потом появляется лидер в качестве тренера, который сумел их зажечь, увлечь, создал команду. То есть у ребят появилась перспектива. Глаза загорелись. Там показаны и семейные отношения, и отношения внутри команды. Главное – вы будете свидетелями того, как команда из никчёмной становится очень интересным коллективом людей с перспективой. Это хороший пример для молодых ребят. Симпатичные ребята, которые, как мне кажется, будут нравиться не только сверстникам, но и людям старшего поколения. Мы там увидим и свою жизнь, которая прошла, и глянем на перспективу наших детей и внуков. Фильм интересный. Он патриотичен, он показывает, что при правильном умении расставить приоритеты, можно добиться результата.
AIF.RU Ведущий конференций 10:36 13/09/2013
С точки зрения сценария это не какая-то сказка, это то, что происходит на самом деле?
Фетисов Вячеслав Александрович 10:36 13/09/2013
Нет, это молодёжная команда локального уровня, которая постепенно пробивается наверх, у каждого появляется мечта играть за сборную страны. Это реальные вещи. Я видел себя в их возрасте. Можно сказать, что это обо мне и других хоккеистах, а самое главное – это про тех, кто живёт, кто растёт, кто хочет добиться результата. Это не сказка, мне кажется, что это то, что сегодня востребовано.
AIF.RU Ведущий конференций 10:39 13/09/2013
Сегодня витало в теме, что хоккей – это социальный лифт, чтобы с низов подняться на самый верх, что это и уважение, и богатство. Мы видим примеры, как некоторые молодые хоккеисты это адекватно воспринимают, а некоторые нет. Такие примеры были и в Америке. Но мне рассказывали, что там создана система, когда психологи, тренеры объясняют молодым людям, как всем этим распорядиться. В России планируется создание подобной системы?
Фетисов Вячеслав Александрович 10:39 13/09/2013
Это некое воплощение американской мечты, что ты можешь подняться с низов, стать известным человеком, заработать много денег и заниматься любимым делом? Некая формула счастья. Она существует у нас сейчас в КХЛ. Конечно, проблемы есть. Не каждый справляется. Говорят, что и для взрослых испытание деньгами, славой и властью – самое тяжёлое, а в молодом возрасте особенно. Здесь должны быть клубы заинтересованы. Для них это ребята, которые собирают трибуны, это ребята, которые забивают шайбы или ловят их, то есть для них это работа. На моём пути много талантливых ребят потерялось. Играл я и в Северной Америке, тренировал там четыре года, поэтому могу сказать, что проблемы существуют везде, но это маленький процент. Большинство ребят справляется с этим. В нашем случае это воспитание, это семья, школа, общество, команда. Если всё это правильно, если спортивный принцип превалирует, если ты знаешь, что твоя цель – не сегодня заработать, а играть долго, получать удовольствие. Я играл до 40 лет, 23 сезона, 2800 игр, уже поработал и тренером, и министром, и уже 5 лет сенатором, поэтому могу сказать, что лучше жизни, чем та, которая связана с хоккеем, нет. Поэтому всё придёт потом. И это тоже работа тех, кто связан с клубами. Надо дать им возможность получать удовольствие от своей работы, и это удовольствие должно быть как можно дольше, если позволяет здоровье. Поэтому думайте головой — и всё у вас будет в порядке. Какая-то часть получит помощь от этих программ, но для большинства помощь — это общество, семья, команда.
AIF.RU Ведущий конференций 10:40 13/09/2013
Что бы вы пожелали ребятам, которые хотят заняться хоккеем, хотят стать звёздами и готовы к этому?
Фетисов Вячеслав Александрович 10:40 13/09/2013
Если вы будете думать, что станете звёздами, то, скорее всего, это будет слишком большая психологическая нагрузка. Для детей это должно быть удовольствие прежде всего, которое потом формируется в какую-то цель. Здесь поддержка семьи очень важна. Тренер – это также важная составляющая успеха. Обычно я желаю детям, чтобы они старались, слушали тренера и ставили перед собой реализуемые задачи. Потом это всё в итоге складывается в результат. Путь с верхней ступени пьедестала почёта ведёт вниз. Те, кто стоит по бокам, 2-е и 3-е места, хотят подняться наверх. Конкуренция колоссальная. Поэтому ты должен быть готов физически, морально, чтобы повторить этот успех, а это уже отношение к делу, умение расставить приоритеты и т.д. Долгая жизнь победителя – это то, что мне доставляет больше удовольствия. Старайтесь побеждать себя прежде всего. Удачи всем.
AIF.RU Ведущий конференций 10:41 13/09/2013
К сожалению, наша конференция подошла к концу. У нас в гостях был сенатор от Приморья, прославленный хоккеист Вячеслав Александрович Фетисов. Спасибо вам большое, что пришли к нам. Друзья, спасибо. Всего доброго!
Вопрос:из Спб 15:42 11/09/2013
Приветствую! В футболе введен так называемый налог на иностранных тренеров – 5 миллионов рублей. Связывают это с тем, что нам необходимо воспитывать свои тренерские кадры, в которых ощущается дефицит. Есть ли подобная необходимость в КХЛ в связи с тем, что тренеров-иностранцев в российских клубах становится все больше?
Вопрос:Антонио 16:23 11/09/2013
В Олимпийский сезон особенно остро чувствуется спор, возникший между руководством КХЛ и Федерацией Хоккея, отстаивающей интересы сборной. С одной стороны на кону стоит формат лиги, которая только набирает популярность, с другой – интересы сборной России, проводящей подготовку к Сочи-2014. Кто в этой ситуации должен идти на уступки и почему? Должна ли хоть в каких-то вопросах уступать сборная, раз победа на ОИ – это дело национальной важности?
Ответы:
Фетисов Вячеслав Александрович 10:13 13/09/2013
Лига идёт на уступки, потому что все игроки играют в Континентальной хоккейной лиге или в Национальной хоккейной лиге. Участие Федерации в этом процессе – это купить билеты, привезти их в Сочи, разместить их удачно, создать условия, чтобы ребята играли. Деятельность Федерации на этом заканчивается. Поэтому мне вообще непонятна суть конфликта. Федерация хоккея год назад передала право проведения открытого чемпионата России Континентальной хоккейной лиге, где все моменты, связанные с количеством иностранцев, с возрастными категориями, со всем, что Федерации хоккея необходимо было предусмотреть в этом соглашении, она предусмотрела. На этом их миссия закончилась. Мне непонятно, почему они сейчас критикуют Лигу, которая вкладывает деньги, развивает молодёжный хоккей, поддерживает нашу Вторую лигу, женский хоккей, содержит детские спортивные школы. Я думаю, что это некорректно в этой ситуации. Но самое главное – они ещё получают за это деньги от Континентальной хоккейной лиги. Пять миллионов долларов каждый год – это достаточно большие средства для того, чтобы вести свою работу. Работа Федерации – это проведение российских соревнований, методики, подготовка тренеров и всё, что связано с методической и организационной работой. Сборная команда – это коллектив профессионалов, который косвенно к ним относится, потому что право на участие в любом международном соревновании предоставляет Федерация. То есть формально это работает, а на самом деле, так же, как в Америке и Канаде формированием сборной, где участвуют профессиональные хоккеисты занимаются профессионалы, которые получают какую-то зарплату в Федерации, а в основном, работают самостоятельно. Поэтому конфликт не понятен до сих пор. Президент ФХР должен играть объединяющую роль, а не вносить разногласия и конфликты. Я долгое время возглавлял Совет директоров Лиги. Решения, которые принимаются ею, я внимательно смотрю. Они полностью соответствуют требованиям Федерации.
AIF.RU Ведущий конференций 10:14 13/09/2013
Как я понял, главный момент сейчас – это календарь, который может не устраивать сборную России.
Фетисов Вячеслав Александрович 10:14 13/09/2013
Середина Чемпионата приходится на Олимпийские игры, где количество игр будет не меньше. Не думаю, что меньшее количество игр – это хорошее подспорье для игроков. Это совсем другие вещи. Помню, когда я работал тренером, последний игрок национальной олимпийской команды приехал в 10 часов вечера накануне игры, а мы играли на следующий день в 10 утра. Нужно создать условия, чтобы ребята себя чувствовали единой командой и дать им понятную тактику и стратегию игры. В основном так мир работает сегодня. И каких-то искусственных вещей делать не приходится, потому что опять же приедут наши ребята из-за океана, основные игроки, на которых мы рассчитываем, и они будут в игровом тонусе. Ещё раз говорю – всё, что требовалось для подготовки команды Континентальная хоккейная лига сделала в полном объёме.
AIF.RU Ведущий конференций 10:15 13/09/2013
Создать атмосферу, определить тактику – это работа тренера. Пока результаты команды за последний год не впечатляют. Со стороны видно, что сборная двигается в правильном направлении или стоит что-то подкорректировать?
Фетисов Вячеслав Александрович 10:15 13/09/2013
Ещё два года назад я сказал, что задача главного тренера – это турнир 2014 года в Сочи, поэтому он может и экспериментировать, и проверять разных игроков, разные тактические наработки, наигрывать различные сочетания связок, звеньев, пар защитников, вратарей и т. д. В итоге всё будет определять результат в Сочи, который, мы надеемся, будет очень высокий. Всё остальное нет смысла сегодня обсуждать, потому что идёт подготовительная работа. Провальное выступление в прошлом году и меня заставило выступить с критикой, что нельзя так относиться к национальной команде, нельзя играть спустя рукава, когда вся страна следит за игрой, когда хоккей стал спортом № 1. В основном, претензия была к игрокам, что они вышли и не захотели на 100 % отдаться игре. Надеюсь, что этого не произойдёт в Сочи, ведь перед этим команда выиграла Чемпионат мира в красивом стиле. Я бы сейчас не вдавался детально в подробности игры на Евротуре или ещё где-то – идёт подготовительная работа.
Вопрос:АБВГДейка)))) 17:07 11/09/2013
Хоккей стал интересной темой и для полнометражного фильма. Речь, естественно идет о «Легенде 17». Фильм собрал противоречивые отклики. Как вы отнеслись к этому фильму?
Ответы:
Фетисов Вячеслав Александрович 10:35 13/09/2013
Для меня это особые люди. Тарасов, создавший школу, в которой я вырос. Анатолий Владимирович был величайшим теоретиком и практиком одновременно, он был философом, писателем и великим оратором. Он в детскую школу приходил два раза в год: на открытие сезона и на награждение, и приглашал родителей, чтобы они понимали, чем их дети занимаются, приглашал наших звёзд, чтобы они были с детьми. Валерий Борисович Харламов был для меня кумиром, а потом партнёром и другом. Конечно, мне было не безразлично, как этот фильм будет выглядеть. Мне фильм понравился. Дело не в том, что были искажены какие-то факты, а в том, что был показан характер Харламова, величие Тарасова, то есть хоккейной школы в целом, взаимоотношения «игрок – тренер», чего стоит результат. Очень важно, что в фильме показано, что можно по разным причинам упасть и подняться, если есть цели, есть поддержка, есть команда. Остался живой символ миллионов людей. Самое главное, что я увидел хоккейное нутро, что очень сложно передать. Это очень важно, иначе всё остальное выглядело бы неправдоподобным. Показали людей, которые поднялись со дна общества и стали кумирами миллионов. Это тоже очень важно, поэтому кино понравилось и детям, и старшим поколениям.
Вопрос:Евгений Россия 18:10 11/09/2013
В новом сезоне в КХЛ отменено ограничение на вратарей-легионеров. Как вы думаете, может стоит отменить и ограничение на легионеров среди обычных игроков?
Ответы:
Фетисов Вячеслав Александрович 10:32 13/09/2013
Мы в своё время открыли футбольный рынок до того, как создали ситуацию внутри, мы не дали шанс мальчишкам вырасти в тот момент. В «Спартаке» было 60 легионеров, такая перевалочная база. Его здесь приняли, упаковали в спартаковскую форму и перепродали – заработали. Понятно, что до парней дела не было никому. Если количество легионеров превалирует над нашими ребятами, особенно в ключевых позициях, им будет сложно пробиваться. Опять же, если агенты правят делом, то на пацане ничего не заработаешь. «Анжи», например. Большие деньги потрачены, а никакой сатисфакции. На эти деньги можно было 20 полей построить в том же Дагестане, на которых через 5 лет появились бы свои уникальные футболисты. Что касается хоккея, то мой подход таков – никакого лимита не должно быть. Я в 17 лет попал в команду ЦСКА, в которой 6 игроков играли в национальной команде в обороне, всего 6 защитников. Не потому, что мне надо было там сидеть по регламенту, а потому что был готов к этому. Средний возраст «пятёрки» Ларионова был 22 года, когда мы стали первым звеном национальной команды, а с 18-19 лет начали играть в национальной сборной. То есть искусственные ограничения ни к чему не ведут. Тем более, если у нас 28 команд. Представьте, все лучшие играют в Национальной хоккейной лиге и сейчас мы ещё уберём... Цена на наших игроков улетит. Я не против того, чтобы зарабатывали, но зарабатывали именно по тому, чего ты стоишь. Во-вторых, уровень игры упадёт. Вот мы сейчас создавали команду во Владивостоке. Если бы не иностранцы, которых нам разрешили дополнительно взять, 7 человек, мы бы не набрали даже на то, чтобы первое звено выглядело более-менее достойно. Рынок сегодня у нас тончайший. Не то что запаса, он даже в минус работает. А самое главное – где их брать. Сейчас надо ещё двух «масочников» посадить, которые не играют в молодёжной сборной, не набираются опыта и сидят на лавке просто потому, что им надо в заявку попасть. Где спортивный принцип? Появляется Ничушкин, он – парень талантливый, он и в 18 лет будет играть. А если нет такого Ничушкина, зачем его сажать, пускай пробивается, где-то играет. У нас сейчас есть некий политический момент, связанный с Олимпиадой. А со временем надо открывать, и пусть конкурируют ребята. Нам нужно всего 20 человек для сборной страны. Я думаю, что это – не проблема.
AIF.RU Ведущий конференций 10:33 13/09/2013
Тем более, что половина в НХЛ играет.
Фетисов Вячеслав Александрович 10:33 13/09/2013
Сейчас всё меньше и меньше. Но если мы здесь правильную систему не создадим, если пацаны не увидят, что здесь есть перспективы пробиться не меньше, чем там… Почему уезжают? Потому что пробиться нельзя. Это другая тема, конечно, если у тебя не тот агент или ещё что-то. Опять же система драфта. Если ты на драфт попал в клубы КХЛ, значит за тебя несут ответственность. Если тебя не подписали на контракт через два года, значит обратно идёшь на драфт. А если подписали, значит за тебя клуб отвечать должен не только зарплатой, но и возможностью играть. То есть ты уже в системе находишься. А когда ты просто так сидишь, вроде бы ты – защищённый игрок, без всяких прав, думаю, что это не совсем корректно по отношению к тем, кто что-то в тебя вложил, воспитал. У нас во Владивостоке играют ребята, которые в других командах не имели шансов пробиться никогда. Посмотрите, играют, стараются. Они относятся очень серьёзно, потому что им дали шанс. Так вот я за ту систему, которая даст шанс каждому. И здесь взаимная ответственность и клуба, и Лиги с одной стороны и игрока и тренера с другой. И все «блатные» дела уйдут, договорённости всякие. Ещё раз повторю. Соблюдение спортивного принципа – это единственный шанс создать сильную лигу и начать зарабатывать деньги на спорте.
Вопрос:Виталий-jets 03:20 12/09/2013
Здравствуйте! Очень интересен ваш прогноз на выступление нашей сборной по хоккею на олимпиаде. Прошлую олимпиаду и вспоминать страшно. Разгром канадцами до сих пор вспоминаю вздыхая.
Ответы:
Фетисов Вячеслав Александрович 10:12 13/09/2013
Когда я занимался вопросами спорта и руководил Федеральным агентством, мы всегда работали планово. План на Олимпиаду в Сочи был 14 золотых медалей, что давало шанс побороться за первое командное место. В Ванкувере по нашему плану было 8 золотых медалей. Конечно, сложно подняться с 8 до 14 медалей. Каждая следующая медаль требует большего профессионализма, более серьёзного отношения к делу в плане понимания, как это всё делается. Это был мой прогноз, когда мы только получили право проведения Олимпийских игр. Сейчас я этим не занимаюсь, просто читаю, слышу разные оценки выступлений. Министр сказал, что для нас самое главное – участие, ещё Кубертен нам это завещал. Для нашей страны, где вложены колоссальные средства и амбиции людей, где живут великие спортсмены, которые приносили славу стране, просто участие в домашней Олимпиаде – это не то, ради чего мы вкладываем колоссальные средства. Поэтому я надеюсь на хороший результат. Надеюсь, что ребятам добавит силы поддержка наших болельщиков по всем видам спорта. Что касается хоккея, то испокон века любая Олимпиада оценивалась по успеху хоккейной команды, даже в советское время, когда завоевывали много медалей. Если в хоккей не выигрывали, то Олимпиада признавалась не совсем удачной, а иногда и провальной. Конечно, на ребят ложится колоссальная психологическая нагрузка в этом плане, тем более, что провальное выступление в Ванкувере четыре года тому назад тоже у многих в голове осталось, как не самая яркая страница в карьере. Поэтому я думаю, что сейчас всё делается для того, чтобы они сыграли успешно. Хотя могу сказать, что есть примерно 6 команд, которые будут претендовать на золотые медали. Это один из немногих видов спорта, который имеет такое количество претендентов на победу в командных видах спорта. Будем надеяться, что Билялетдинов и лидеры команд сумеют подойти к Олимпиаде в оптимальной форме, сумеют подготовиться и выступить успешно. А успех для нас – это только первое место.
Вопрос:Никита 83 08:48 12/09/2013
В КХЛ стартовал уже шестой сезон и мы видим, что российские звезды уровня Ильи Ковальчука начинают возвращаться в нашу страну. Возможно ли, что и американские и канадские звездные игроки в обозримом будущем будут предпочитать КХЛ Национальной хоккейной лиге? За счет чего возможны эти перемены, только ли за счет больших гонораров и меньших налогов?
Вопрос:Жорес 10:45 12/09/2013
Добрый день, некоторые клубы не смогли гарантировать бюджет на этот год, который вписывался бы в так называемый «подвал», не собрав необходимых 250-ти миллионов рублей. Правило ли было разрешать этим командам участвовать в соревновании ради того, чтобы было представлено как можно больше городов, или лучше было бы сократить количество участников для улучшения финансового здоровья клуба? С уважением, Жорес
Ответы:
Фетисов Вячеслав Александрович 10:31 13/09/2013
Я не занимаюсь этим уже несколько лет, но, наверное, для того, чтобы сохранить команду, на такие уступки идут. С другой стороны, игроки подписывают контракты, которые их устраивают. В любом случае, коридор, который был в своё время принят, при правильной системе драфта даёт каждому клубу шанс расти. А если у тебя нет результатов? Ты за десятую часть того, что есть у богатых клубов никогда команду не создашь. Самые талантливые игроки всё равно уйдут в другой клуб. Может, компенсация и кажется большой, но если посчитать, это тоже большая потеря, имиджевая в том числе. Если правильно наладить систему продажи атрибутики и символики, то это та доходность, которая есть. Если отдать клубам управление дворцами, в которых они играют, то при правильном менеджменте это ещё одна из статей дохода. Будучи во Владивостоке, Путин, зайдя в строящийся Дворец спорта, предложил губернатору передать этот дворец хоккейной команде «Адмирал». Это первый прецедент будет. Это, конечно, здорово, но это ответственность – нужно найти правильных менеджеров, нужно уметь загружать арену. Во всём мире, если больше полугода арена не работает, то она не доходна. Значит, надо организовать процесс, увязать расписание игр с концертной деятельностью и т. д. Здесь мы можем создать ещё одно направление – спортивный менеджмент – умение зарабатывать и делить тот бюджет, который выделяют губернатор, бизнес. Это новые рабочие места, новый подход, налоги на местном уровне. Мне кажется, что Дальний Восток показывает хороший пример с подачи президента. Хоккейный клуб «Адмирал» в ближайшее время, наверное, начнёт заниматься хозяйственной деятельностью для того, чтобы показать экономику этого всего дела.
Вопрос:Дальний В 10:47 12/09/2013
В этом году появилось сразу несколько новых клубов, в том числе и «Адмирал» из Владивостока. Этот проект получил как одобрительные, так и критические отзывы. С какой целью был создан клуб на Дальнем Востоке? По каким критериям будет определяться, нужна ли команда региону? Какие еще шаги будут предприняты на пути популяризации хоккея в Приморье?
Вопрос:Тинати 14:55 12/09/2013
Вы недавно отпраздновали юбилей, как вам ощущение себя в новом возрасте?;))
Вопрос:Хоритонов 15:01 12/09/2013
Почитал вопросы, мда...товарищи, Фетисов уже давно не имеет никакого отношения к спорту, он политик, так вот и задавайте ему соответствующие вопросы. Мне, например, очень хочется узнать, какие инициативы он внедрил лично?
Вопрос:Алексей С 15:03 12/09/2013
Что это вы такой серьезный, Вячеслав Александрович?
Вопрос:ВОПРОС МЕСЯЦА 15:04 12/09/2013
Как свадьба у Маши Кожевниковой прошла?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах