Фетисов Вячеслав Александрович 10:21 13/09/2013
Наша главная проблема – воспитание своих хоккеистов. Когда я был руководителем «Росспорта», при мне было построено 300 открытых катков в стране. Это в 10 раз больше, чем в Советском Союзе за всю его историю. Нам надо создать правильную систему, чтобы она работала. Систему драфта, не искусственного, а настоящего. Она поможет нам охватить всё, что у нас сегодня развивается в этом направлении. Потолок зарплат, который не даст возможность богатым клубам, которые, в основном, финансируются из госкорпораций, иметь преимущество перед другими. Неравномерное развитие вызывает отторжение у людей. Если мы дадим шанс, как в северо-американских лигах, в течение 10 лет при правильном менеджменте создать команду чемпионов, это только поднимет интерес. Мне всё равно, Новокузнецк будет чемпионом или Питер, если мы говорим о развитии. Это главная проблема, и здесь понимания нет ни у Федерации, ни у Лиги. Если на сайте такую полемику развернуть, будет много людей за и против, потому что никто не понимает, как этот инструмент работает. Это будет для всех ребят в нашей стране шансом пробиться на самую верхушку, потому что сегодня это происходит в рамках клубов и детских спортивных школ, которые под ними находятся. А где остальные 300? Где остальные территории, которые сегодня не участвуют? Я понимаю, что у нас есть и ВХЛ, и Молодёжная лига. В 90-е и 2000-е годы у нас не было соревнований для 16-18 летних ребят. Их просто увозили в Северную Америку. Федерация хоккея их пачками увозила. Двести пятьдесят семнадцатилетних парней уехало, в хоккей заиграло только 25 человек. 225 игроков – самых талантливых, которые не готовы были ни морально, ни физически к новому вызову, просто сломались. Те вредители, которые в то время развитием хоккея занимались, просто погубили ребят.
Сегодня создана система. Континентальная хоккейная лига развивает молодёжную лигу, которая тоже имеет интернациональный статус сегодня. За этим будущее, но нам надо не потерять и тех, кто сегодня катается на этих открытых катках, чтобы дать им шанс. Это наше богатство. Может быть, сейчас где-то во Владивостоке, в Находке или Магадане катается парень, которого без системы увидеть невозможно. А если будет создана система, мы ни одного пацана на нашей территории не потеряем. Мы будем заинтересованы в том, чтобы не «блатные» дети катались, которые платят детскому тренеру, а те, кто имеет талант и перспективу. Мы говорим не о цифрах, а о качестве. В Советском Союзе было 6 или 7 центров, где воспитывались хоккеисты. Иногда появлялись тренеры-самоучки и очень талантливые ребята. Всего 6 центров. Если сравнить с Канадой в то время, то мы никак не вписывались, но мы всех обыгрывали, потому что была чёткая система отбора. Иногда количество не является условием качества. Система обязательно должна работать. Я стараюсь достучаться до всех, но остаюсь не услышанным. Я считаю, что для нашей страны при неравенстве финансовых возможностей, экономического благополучия семей, регионов — это шанс. Он, кстати, был у меня прописан в законе о спортивной подготовке, который тоже, к сожалению, пока не работает. Поэтому я готов к дискуссии, если это будет кому-то интересно. Знаю, что родителей эта тема интересует.
AIF.RU Ведущий конференций 10:22 13/09/2013
Родителей прежде всего интересует стоимость обучения ребёнка.
Фетисов Вячеслав Александрович 10:22 13/09/2013
Правильно. Не платить бешеные зарплаты тем, кто этого не заслуживает, а вложиться вот в этих пацанов, чтобы они имели возможность коньки получить бесплатно, поступая в спортивную школу, и клюшку, которая дорого стоит. Вот в этом сегодня наша задача – дать шанс каждому. Я вырос в бараке, и в этом плане я благодарен той системе, хоть она и корявая была, но она дала мне шанс с третьего раза попасть в Центральный спортивный клуб. Сначала во дворе дали немыслимые по размерам щитки, коньки, варежки и клюшку, потом в детской спортивной школе ЦСКА снабжали экипировкой, давали шанс играть. В этом сегодня задача профессиональной лиги, государства в целом, регионов, муниципальных властей – объединить усилия и дать детям шанс. А для этого нужно прописать всё это в законе. Я стараюсь продвигать этот закон, там есть пункт о создании учреждений спортивной подготовки, которые должны полностью брать на себя заботу об экипировке, системе обеспечения соревнований, отбора, медицины, начиная с первых шагов. Это наша общая задача: государства и хоккейного бизнеса, если мы хотим дальше растить суперзвёзд.
AIF.RU Ведущий конференций 10:24 13/09/2013
В первую очередь в этом должны быть заинтересованы клубы. Почему они сами не готовы предоставлять экипировку молодым хоккеистам?
Фетисов Вячеслав Александрович 10:24 13/09/2013
Клубы КХЛ содержат все спортивные школы. Может быть, не полностью, но в целом проблем нет. Я говорю о тех пацанах, которые сегодня не имеют возможности и не попали в это число. Они где-то катаются: и коньков нет, и клюшку мама не может купить. Вот о них мы должны позаботиться. А те, кто находится в вертикали, — это с одной стороны хорошо, а с другой — плохо, потому что КХЛ не понимает, что его суперзвезда, может быть, сегодня не в этой системе. Я вырос в детской школе ЦСКА и горжусь этим, но суперзвёзд, которых воспитал именно ЦСКА, человек пять. Все остальные – это откуда-то привезённые ребята. Где-то они в своё время получили поддержку государства, системы. А клубы сегодня не понимают, что надо создать систему скаутинга по всей стране, чтобы ни одного пацана не потерять.
AIF.RU Ведущий конференций 10:24 13/09/2013
Одному клубу это не под силу сделать?
Фетисов Вячеслав Александрович 10:24 13/09/2013
Клуб может в рамках своего региона действовать, но это, в общем, не его задача. Почему в профессиональных лигах Северной Америки (хоть это и не модно — говорить сегодня о Северной Америке, но там система апробирована уже и как бизнес, и как спортивная составляющая), у клубов нет детских спортивных школ? Если бы это было эффективно, наверное, они бы таким образом работали. У них первый отбор проходит на уровне 14 лет в систему юниорских команд или High School, а потом на уровне 18 лет проходит второй отбор в виде драфта. То есть для того, чтобы собрать лучших четырнадцатилетних, нужно по всей стране ездить, а уже на уровне драфта Национальной хоккейной лиги – весь мир охвачен. То есть ни один парень, который здесь играет, не остаётся за кадром. Они все — под контролем специалистов всех уровней, и ошибок практически нет в плане присвоения порядкового номера по таланту для молодых игроков.
AIF.RU Ведущий конференций 10:25 13/09/2013
Вторая проблема, которая волнует родителей, — это коррупционная составляющая. Как с нею бороться?
Фетисов Вячеслав Александрович 10:25 13/09/2013
Я проводил на уровне Совета Федерации, когда был председателем комиссии по спорту, совещание с родителями по двум вопросам: поборы со стороны тренеров и «блатные» дети, то есть платят тренеру, и он обязан ставить игрока в первое звено. Тем, кто платит за ребёнка, чтобы он играл в первом звене, могу сказать, что это бесперспективное дело. Это самообман. Вы обманываете ребёнка. Мне в своё время показали в интернете один кадр. Мальчишка в маске обращается к папе: «Папа, а чего этот тренер не ставит меня, ты же ему денег заплатил!». Это дискредитация всего. Нужно понимать, что этот парень никогда не заиграет. Когда он придёт в 18 лет соревноваться с мужиками, папы уже там не будет. Значит, ты ломаешь ребёнка. Он думает, что он – хороший, а на самом деле нет. А самое главное – как стимулировать того, кто работает с детьми – детского тренера. У нас в КХЛ была создана система компенсации тем, кто воспитал. Представьте, мы делаем всеобщий правильный драфт и говорим, что за первый раунд драфта каждая школа получает 500 тысяч долларов за игрока. 30 % денег отдайте тренеру, который воспитал этого парня. Это большие деньги. Для регионов – это серьёзные вещи: дом, машина, материальное благополучие семьи. Тогда тренер будет работать для того, что парня найти и воспитать. Он будет этим жить. Плюс мы получаем специалистов. Ты воспитал парня, значит, тебе можно доверить уже молодёжную команду. Сразу идёт тренерская конкуренция. А если есть тренеры в молодёжных командах, вот тебе будущие тренеры в Континентальной хоккейной лиге. Не иностранцы, а свои, которые прошли весь путь не потому, что они – чьи-то родственники, а потому, что у них есть конкретный результат, за ними есть конкретные дела и воспитанники. Соблюдение спортивного принципа – это то, что даёт в итоге результат мирового уровня. Купить результат в спорте нереально. Даже если можно купить, то он ничего не стоит ни с точки зрения морали, ни с любой другой.
AIF.RU Ведущий конференций 10:26 13/09/2013
Сколько лет понадобится, чтобы выстроить систему? В НХЛ это выстраивалось десятилетиями.
Фетисов Вячеслав Александрович 10:26 13/09/2013
Начинать надо было вчера. Когда первому тренеру на драфте юниоров вручат конверт со 170 тысячами долларов, сразу всё поменяется. Когда не агенты будут рулить процессом, а талант игрока, то через 5 лет всё станет на свои места. Для этого надо понимать, как это работает, знать приоритетность того, для чего ты всё это делаешь. Надо немного потерпеть, но я знаю, что это будет работать и приносить удовольствие всем участникам процесса.
Ещё важно заметить, что мы очень много людей потеряли, не только тех, кого увезли в конце 90-х – начале 2000-х годов. У молодёжи в 14-16 лет очень обострено чувство справедливости. Если он чувствует что-то не то, что папа и мама не могут дать тренеру денег, чтобы он что-то дальше делал, то они уходят, ломаются. Иногда талант не может сам себя защитить. Таких примеров за мою жизнь было очень много, хотя я считаю, что спортивный принцип в Советском Союзе был определяющим. Но что-то не так пошло, и они уходят. Если же видят беспредел, что за деньги можно купить всё, а у них их нет, они озлобляются. Думаю, что эта ситуация многих ребят поломала.