Ермолаев Артём Валерьевич 11:50 02/03/2012
Ведущий конференции: Друзья, добрый день! Мы находимся в пресс-центре «Аргументы и факты». Меня зовут Наталья Кожина. Сегодня на ваши вопросы будет отвечать руководитель Департамента информационных технологий г. Москвы Артем Валерьевич Ермолаев. Артем Валерьевич, здравствуйте! Спасибо огромное, что пришли к нам в гости.
Ермолаев Артем: Здравствуйте!
Ведущий конференции: Дорогие друзья, хочу сказать, что сегодня мы вещаем в не совсем привычном для вас режиме. Артем Валерьевич будет отвечать на вопросы наших читателей плюс к этому в нашем зале сегодня находятся уважаемые нами коллеги-журналисты, у них тоже есть право задавать вопросы. Уважаемые коллеги! Готовьте свои вопросы, мы обязательно дадим вам слово.
Артем Валерьевич, мне хотелось бы начать с такого общего вопроса. Скажите, пожалуйста, как информационные технологии в ближайшее время изменят облик столичного здравоохранения?
Ермолаев Артем: Если отвечать коротко, то кардинально. Дело в том, что сама программа модернизации здравоохранения или столичная долгосрочная программа здравоохранения, которая имеет финансирование более триллиона рублей, в принципе зиждется на информации о пациенте, на информации о заболеваниях, на информации о тех или иных доступных ресурсах, поэтому информационные технологии будут являться неким фундаментом, пускай не таким значительным с точки зрения денежных средств, которые будут вливаться по отношению к этому триллиону, но вместе с тем с помощью информационных технологий будет модернизирована вся система здравоохранения. Начиная от простого мониторинга записи пациента, то есть когда пациент имеет возможность записаться к врачу не важно где, в поликлинике или в больнице, и заканчивая тем, что появляется электронная карта больного, к которой будут иметь доступ гуру медицины, которые смогут в удаленном режиме помогать с анамнезом.
Ведущий конференции: Прозвучала от Вас фраза «долгосрочная» программа, хотелось бы узнать конкретно, на сколько лет рассчитана эта программа?
Ермолаев Артем: До 2016 года.
Ведущий конференции: То есть это программа «Информационный город»?
Ермолаев Артем: Есть программа «Информационный город» и есть программа столичного здравоохранения, это две программы, просто все, что касается информационных технологий, находится в рамках программы «Информационный город».
Ведущий конференции: Скажите, пожалуйста, мне как обычному человеку, который ходит в наши обычные поликлиники, помимо того, что я могу записываться на прием к врачу, как я поняла, через интернет, что еще будет?
Ермолаев Артем: Желательно мониторить состояние любого человека до того, как он пошел в поликлинику или больницу, но это разговор о культуре диспансеризации и учета с этим связанного. Раз уж мы начали с похода в поликлинику, да, у Вас действительно будет возможность записаться тремя видами связи: либо по телефону, либо через интернет, либо непосредственно через инфомат, который будет расположен либо в самой поликлинике, либо в иных местах в городе, в местах массового скопления.
Ведущий конференции: Инфомат? Это что такое?
Ермолаев Артем: Это примерно то же самое, что банкомат, только наличные не выдает, он выдает бумажку, что Вы записались к врачу.
Естественно врач узнает о том, что Вы к нему придете заранее. За день или за какой-то другой период времени Вам напомнят звонком или SMS о визите к врачу. Дальше Вы приходите непосредственно к врачу с картой, мы предполагаем, что это будет универсальная электронная карта, которая в себе содержит полис обязательного медицинского страхования, который Вы прикладываете к считывателю, с другой стороны врач прикладывает свою карту лечащего врача и открывается Ваша медицинская карта, после чего врач может проводить определенные транзакции с Вашей картой: выписывает рецепт, который точно также формируется в электронном виде, знакомится с историей болезни. Одна из целей этой программы - забыть о специальной каллиграфии, которая есть у медицинских работников, понять которую могут только медработники. Врач выписал Вам какие-то лекарства, воспользовавшись электронным рецептом. Если Вы – льготник, информация об этом льготном рецепте поступает в аптечную сеть, которая имеет право распространять соответствующие льготные лекарства и они смогут его переподтвердить на своем терминале. Точно также, если врач понял, что Вам нужно посетить другого специалиста, он записывает Вас в режиме онлайн к другим специалистам. Лекарства Вы можете купить в ближайшей аптеке. Предположим, Вы пошли не просто в поликлинику, а сделали томограмму или рентгеновский снимок. Сейчас, как Вы знаете, в рамках программы модернизации город и страна вкладывают достаточно большие средства в дорогостоящую технику - компьютерные томографы, которые делают огромное количество срезов. Одна из проблем, которая сейчас остро стоит, связана с тем, что техника есть, а вот кто ее поймет, кто умеет ею пользоваться и тем более правильно читать снимки, таких специалистов не такое большое количество. Отсюда вытекает необходимость создать систему второго мнения или экспертного мнения, то есть когда снимок делается в одном месте, доставляется в центр компетенции, где на него делают вторичное экспертное заключение. Предположим, Вы попали с более сложным случаем в поликлинику или больницу и Вам сделали снимок и описание этого снимка, Вы имеете право получить второе мнение на этот снимок. Это будет делаться удаленно, не надо будет брать снимок, ехать с ним в другое учреждение. Это все будет делается удаленно с помощью информационно-коммуникационных технологий, то есть оно автоматически поступает в этот центр, где расшифровщик смотрит, дает описание и возвращает. Точно также направление на анализы. Мы постоянно сталкиваемся с тем, чтобы вызвать врача на дом и сделать анализы крови на дому, чтобы не идти в поликлинику, сейчас такие услуги оказывают коммерческие компании. Они готовы присылать Вам это по email, но врач в нашей поликлинике не всегда готов их принять. Поэтому в рамках программы модернизации, а именно информатизации здравоохранения, одной из задач является общение с внешним миром, возможность получения рецептуры, результатов анализов со сторонних коммерческих организаций в том числе.
Ведущий конференции: Я правильно понимаю, что возможность различными способами записаться на прием к врачу поможет разгрузить наши поликлиники и избежать очередей, которые так сильно всех нас достают?
Ермолаев Артем: Здесь есть несколько задач, как медики говорят: сложносочетанная травма у нас, с точки зрения поликлиники. Не буду скрывать, что мы во многом слепы сейчас с точки зрения понимания, где у нас узкие места. Мы понимаем, что у нас очереди в поликлинике, но если Вы сейчас меня спросите, в какой именно, к какому врачу и в какой периодичности, я вряд ли Вам отвечу, как вряд ли Вам скажет в режиме онлайн сотрудник Департамента здравоохранения. Да, с некоторой задержкой эта статистика в бумажном виде каким-то образом собирается. Это даже не совсем запись на прием к врачу, проект называется управление потоком пациентов. Первая задача - прозреть и увидеть, как выглядит в режиме онлайн наша поликлиническая сеть, в которой около 350 поликлиник и порядка 22 тысяч врачей. Это достаточно большая армия. Мы должны понимать, где, в какой поликлинике, какой врач пользуется большим спросом, где больше всего очереди. Вторая задача – грамотно распределить эти ресурсы, потому что управление ресурсами, не только связанными с записью к врачу, это и запись на анализы, и на рентгеновскую технику, и на дорогостоящую томографическую технику. Задача сделать с помощью этой системы так, чтобы можно было обеспечить максимальную эффективность дорогостоящей техники, чтобы она работала 24 часа в сутки, если это больница, если это поликлиника, то все время работы поликлиники. Поэтому вторая задача – это максимальная загрузка ресурсов, которые мы сейчас имеем. Третья задача – это оптимизация ресурсов, чтобы в конечном итоге убрать эту очередь. Сказать, что после введения электронной очереди она исчезнет, нет, это не так. Это позволит получить управленческую информацию, которую мы быстро попытаемся обработать и принять управленческие решения, где нанять дополнительно врачей, или где расширить размер поликлиники, может быть где-то поменять управленческую команду. Но эти решения принимать не нам. Мы – поставщики информации, мы только делаем инфраструктуру.
Ведущий конференции: Артем Валерьевич, Вы мне можете сказать, с какими проблемами Вы сталкиваетесь в процессе реализации программы. Я понимаю, что может быть и эфира нам не хватит, но хотя бы болевые точки обозначить.
Ермолаев Артем: Их много, но первая – это ментальная составляющая. К этой информатизации зачастую не готов ни главный врач, ни врачи, ни пациенты, что парадоксально, поэтому преодолеть такой барьер – это проблема номер один. Второе – это ликвидация некоей безграмотности с точки зрения информационных технологий, звучит немного грубо, но имеется в виду уровень владения коммуникационными технологиями, компьютером, умение печатать. Мы пока еще электронную карту не ввели, сразу не столкнулись с таким резким противостоянием, но мы уже заведомо прогнозируем, что у нас будут проблемы с тем, чтобы заполнить карту. Когда врач или медсестра заполняют карту от руки, они делают это быстрее. Когда печатаешь, это аккуратнее, это могут прочитать все, но это дольше. Поэтому стоит задача от наработки базовых навыков, умения печатать, заканчивая, чтобы человек не боялся компьютера. Третья составляющая - работа с информационными технологиями, работа с персональными данными, наличие электронно-цифровых подписей, которые нельзя терять, нельзя забывать, нельзя передавать, потому что это доступ к закрытой информации, не смотря на то, что она не соединена с интернетом, она находится в закрытой медицинской сети, тем не менее определенная культура и понимание работы с персональными данными должно быть. Поэтому ментальность, уровень владения техникой, пожалуй, наши основные проблемы, которые есть.
Ведущий конференции: Скажите, пожалуйста, насколько я знаю, в некоторых больницах Вы еще планируете ввести Wi-Fi, чтобы им могли пользоваться те, кто находится в больнице. Об этом хотелось бы узнать. Насколько получается реализовать этот проект?
Ермолаев Артем: Мы пока пилотируем Wi-Fi в Филатовской больнице. Нас многие обвиняют в том, зачем пилотируем, тратим на это время, усилия. На самом деле пилот нужен для того, чтобы понять, насколько действительно та или иная вещь востребована. Как это не парадоксально, когда мы запускали этот проект, мы думали, что это будет востребованным, потому что Wi-Fi является бесплатным. Теперь мы получили такое тройственное мнение, причем оно разделилось 50 на 50, и сказать о том, что Wi-Fi нужен мы по сей день не можем, потому что есть как ярые сторонники, так и ярые противники и их примерно равное число. Самое интересно, что во всех трех инстанциях, а именно: среди работников больницы, пациентов и госчиновников. Мнения совершенно разные. Мнение за – это удобно. Мы изначально планировали, что Wi-Fi нужен хотя бы для того, чтобы банально расширить тем самым часы приема, сделав возможность виртуального приема, особенно это актуально для инфекционных больных, которые лежат в одиночестве и могут с помощью Skype или других средств поговорить с родными и друзьями. Так вот выяснилось, что очень многие хотят и очень многие нет. Некоторые считают, что лучше сейчас этим не заниматься, а заниматься чем-то иным, хотя в принципе программа модернизации здравоохранения комплексная, то есть в ней предусмотрены не только информационные технологии, но и капитальный ремонт зданий, оснащение медицинской техникой, изменение механизмов оплаты труда. Почему-то многие считают, что информатизацией надо заняться после того, как будет город-сад. На мой взгляд, это мягко говоря, не совсем правильно. Когда мы получим явный спрос на это, тогда будем разворачивать дальше, пока продолжаем тестирование.