Ханова Пелагея 07:04 27/12/2010
Не знаю, я пока не задумывалась на эту тему. Не понимаю, насколько будет велика степень готовности нашего концерта, насколько я буду в голосе...
Я очень ответственно отношусь к работе, профессии, перед концертом стараюсь лечь спать пораньше, потому что голос – инструмент капризный, не любит, когда с ним «халтурно» обращаются. Голос – штука, требующая внимания, ухода и уважения.
AIF.RU Ведущий конференций 07:04 27/12/2010
В альбоме есть мощные языческие песни, как например, «Оборотень-князь», а есть и христианские - «Тропы» или «Век». За сильными душевными (эмоциональными) переживаниями, которые вызывает этот альбом у слушателей, вероятно, скрывается некий духовный (мистический) опыт автора текста и исполнителя. Как удается совмещать язычество и христианство? Не мешает ли это Вашей личной духовной жизни?
Ханова Пелагея 07:04 27/12/2010
Нет не мешает. Я не думаю, что тут вообще можно говорить о теологических вещах. Композицию «Оборотень-князь» нельзя назвать языческой. Скорее, эта песня написана под впечатлением нашей культуры, она навеяна легендой о том, что существовал князь Мстислав Половский, который мог превращаться в оборотня. Это произведение было написано на основе верований и поверий нашего народа. Я не вхожу в образ приверженца ритуалов, обрядов. Я – православный человек и прекрасно понимаю, что это, прежде всего, игра, наша история, сценическая мифология. Я рочитала много книг, наполненных мифологией, энциклопедий, в которых описываются много очень интересных существ, присутствовавших в обиходе каждой семьи: когда идешь в баню, обращаешься к Баннику, когда не можешь успокоить ребенка - к Дреме. Это все очень интересно и забавно. Действительно, несколько композиций в альбоме «Тропы» – аллюзии на тему персонажей сказок и славянской мифологии. Однако я не думаю, что здесь нужно проводить теологические параллели.
AIF.RU Ведущий конференций 07:04 27/12/2010
Вы исполняли вместе с Дашей Мороз песню «Мой адрес Советский союз». Но, в то же время, в разных интервью Вы осуждаете Союз за, если кратко, подмену подлинно народного (творчества) профанацией. Так как Вы относитесь к нашему доперестроечному прошлому? К Союзу? К тому режиму?
Ханова Пелагея 07:04 27/12/2010
Я не осуждаю политический режим, потому что я родилась в 1986 году, когда Советский союз распался. Я помню не такие наполненные продовольствием полки в магазинах, но я пожинаю плоды того, что осталось от развалов Советского Союза.
Когда я говорю: «печально, что сейчас русская народная культура находится в таком состоянии, на низком уровне интереса для молодежи, взрослого поколения», - в этом есть заслуга того, что во время советского режима нужна была новая народная культура. В свое время она была придумана, написана, тщательно исполнялась, преподается до сих пор в большинстве музыкальных заведений. Когда я слышу, как поют в хорах, мне кажется, что все происходит «под одну гребенку»: одинаковые девушки, с одинаковыми голосами, тембрами, как будто боятся рукой пошевелить. В этом я вижу отсутствие актуальности, это статическое искусство, у которого есть свой зритель, как мне кажется, живущий прошлым днем.
Безусловно, нужно понимать, насколько меняется вокруг ситуация. Народное искусство – непростая почва для творчества. Понятно, что гораздо проще послушать более легкую музыку. Мы с урбанистическим образом жизни не настолько связаны с природой, обрядами, временами года и т.п. Много тем, которые поднимаются в фольклоре, нам непонятны. Мы не знаем старинные слова - и это очень печально, потому что и в школе сейчас нет достойного образования, нас очень мало вводят в предмет нашей культуры. У меня в школе был предмет «Введение в народное искусство», нам рассказывали очень много интересных вещей, которые в обычных общеобразовательных школах обходят стороной. Мне кажется, моя школа №1113 показывает очень хороший пример. Я недавно говорила, что не надо пенять на продюсеров, которые показывают определенного качества исполнителей, программных директоров разных радиостанций и телеканалов, надо понимать, что слушателю, вместо того, чтобы пойти послушать Шнитке и Шопена (для этого нельзя просто помыться под душем, включить Шнитке, чтобы это играло фоном. Его надо слушать, погружаться в эту музыку – это музыкальная терапия) проще включить певицу Максим, потому что не нужно ни о чем думать, ты можешь планировать свой день, тебя ничто не будет отвлекать. То же самое с книжками, которые мы не читаем, потому что надо вчитываться в слова, проще взять легкое чтиво. Все от того, что мы очень себя жалеем, стараемся уберечь от глубоких мыслей, важных вопросов, поверхностно существуем, от этого боимся узнавать собственную культуру. То отношение, которое, к счастью, я реже вижу у молодежи - что народная песня – это не модно - меня никогда то не обижало, хотя я не раз сталкивалось с этим в глазах моих сверстников. Меня это не обижало, потому что я знала, что это они дураки, а не я, потому что я знаю, какая крутая у нас культура, какой красивый мелодический строй в русских народных песнях – это, действительно, настоящее искусство. Обязательно нужно помнить свои корни, почему мы такие, какие есть, почему мы так выглядим, думаем, почему у нас с соседями такие отношения и т.д. На эти вопросы можно найти ответы в том числе в русском фольклоре. Нужно не бояться обращаться к мудрости предков. Сейчас, когда страна находится в нестабильном положении, и нам нужно найти чем гордиться. Прежде всего, нужно гордится прошлым России, а потом сделать так, чтобы через какое-то время мы могли гордиться ее настоящим.
Мы все должны понимать, что наследие, которое нам оставили предки обязательно нужно сохранить. Если мы это разбазарим, то будем превращаться в нацию,не самую читающую, думающую. Где же наша элита, интеллектуальная в том числе?
Я говорю об этом с позитивной точки зрения, потому что верю, все будет хорошо: у нас будет замечательная молодежь, которая не будет уезжать на Запад, будет применять свои мозги на благо нашей страны. Безусловно, без поддержки государства это невозможно. Патриотизм – штука сложная, разбудить его в себе самому можно только так: если нам расскажут о нем, мы не поверим, пока сами не поймем, чем мы можем гордится, что должны любить в своей стране.
AIF.RU Ведущий конференций 07:04 27/12/2010
Я думаю, что большая часть нашей аудитории достаточно разносторонняя. Сейчас мы знаем русские народные песни, например, «Ой, Мороз, мороз…». Но я с ужасом представляю, когда мне будет 40-50 лет, что же я буду петь, какие песни…
Ханова Пелагея 07:04 27/12/2010
Не в обиду певице Максим, я не хочу представлять, что через какое-то время те люди, которые сейчас являются молодежью, будут петь. «Ой мороз, мороз…» - да, возможно, вспомнят куплет, на второй, навряд ли, хватит сил. Можно порыться в интернете, найти архивные записи бабушек, можно сходить к нам на концерт, у нас широкий репертуар: есть мегапопулярные песни, типа «Ой да не вечер…», на которые мы тоже пытаемся посмотреть по-новому. Мы поем эти песни так, как могут петь 20-25-летние люди сегодня, при том, что это совершенно неизвестные широкому кругу песни («Казак»), которые исполнили не мы первые, и не мы последние, они прекрасны и сложны, но становятся популярными. Я очень радуюсь, что эта песня поется по всей стране хором, ведь такие песни достойны того, чтобы потом люди их спели на застолье. Я понимаю, что до меня эти песни пели миллионы человек. Каждый, также как и я, привносит в исполнение что-то новое. В этом и прекрасен автор – народ: собирая лучшие силы по крупинке, до нас доходит совершенное произведение.
AIF.RU Ведущий конференций 07:05 27/12/2010
Существуют ли песни, на которые тебе «страшно замахнуться», ведь когда ты вносишь какие-то творческие нотки, их не все понимают?
Ханова Пелагея 07:05 27/12/2010
Творческих людей всегда не все понимают. Мы постоянно сталкиваемся с тем, что не оправдываем надежд какого-то количества слушателей. У каждого человека существуют определенные прогнозы, чем я должна заниматься, как я должна применить свой голос, что я должна петь, как я должна выглядеть, где я должна это делать. Кто-то считает, что я не должна петь народную музыку, что должна заниматься современной, что у меня для этого шикарные данные, хотя я так не считаю. Мне кажется, то, что я делаю – это самое прекрасное, при том, что я могу себя не ограничивать и не ставить в жесткие рамки. У нас есть возможность показать любые свои таланты, многое увидеть, многому научиться. Мы стараемся расширять жанровую амплитуду. Но, тем не менее, я считаю, что артист должен иметь код доверия у своего слушателя. Невозможно каждому нравится и угодить. Но людям, которые считают себя нашими поклонниками, которым нравится творчество нашей группы, надо доверять нашему вкусу. Мы постоянно экспериментируем, порой совершаем достаточно смелые поступки с известными или малоизвестными песнями, поэтому если нам не доверять, то можно послушать другую группу, мы совершенно не расстроимся.
Когда на концертах подходят к звукорежиссеру, говорят: «Что это такое? Слышно одну группу, выключите всех, пусть она поет одна без микрофона, максимум под баян…», - мы понимаем, что у нас действительно одна группа, которая звучит исключительно вместе, у нас есть определенный саунд, звучание, к которому мы все имеем отношение, и это обдуманно. Надо учитывать особенность залов, которые по всей стране не в самом прекрасном состоянии. Когда это деревянный ДК, устроить там акустический концерт, чтобы все слова были понятны, практически невозможно, но мы стараемся. Так что, дорогие друзья, не жалуйтесь!