Берсенева Анна 13:00 23/04/2010
Моей основной профессией к тому времени, как я начала писать, было литературоведение, преподавание. В 95-м году все люди пробовали себя в новом качестве, и мне просто хотелось, чтобы мое новое качество было близко к литературе. Даже не знаю, когда я что-то поняла, просто в процессе работы чувствуешь, что тебе это нужно. Впервые я насторожилась, когда написала третью книгу, я вдруг стала слышать от людей едва знакомых, которые случайно получили мою книгу, очень заинтересованные на этот счет мысли. Они говорили о моих героях, как о живых людях. Я вдруг стала понимать, что люди относятся к этому серьезно. Потом я стала в себе замечать, что погружаюсь в это все больше и больше.
Сейчас пробиться на книжный рынок сложнее, чем было тогда. Я долгое время была рецензентом в крупном издательстве и читала самотек, из чего извлекла много ярких имен, которые сейчас известны. Раньше ассортимент был меньше. Сейчас ассортимент книжной продукции огромен. Когда я начинала писать, не было увлекательных исторических романов. На этой волне появился Акунин. Сейчас все ниши заполнены, появиться новая фигура может по причине таланта, а это вещь редкая, яркая, и все равно талант будет замечен, вопрос в том, хватит ли у автора терпения дождаться, когда это произойдет, и упорства продолжать заниматься тем, что нравится. Но талант пробьется все равно, это мне опыт подсказывает. Но пробиться сейчас труднее. Пишут все. Поэтому только талант.
Когда человек пишет, если делает это искренне, он не думает ни о чем, только о том, что он пишет. Он думает, как сделать это так, чтобы это соответствовало его замыслу, его интересу, его чутью. Но когда книга уже написана, начинаются разные размышления. У кого-то никаких нет – только как бы теперь на этом заработать. Я хотела бы, конечно, чтобы это осталось. Когда я чувствую внутреннее, что я вложила в книгу, мне хочется, чтобы это осталось. Но это вопрос мистики творчества и ничего больше.