Предлагаем вашему вниманию произведения, которые были признаны лучшими в уходящем году.
1. «Большая книга», I премия, премия «Ясная Поляна». Евгений Водолазкин. «Лавр. Неисторический роман».
Формально это как раз исторический роман. О русском Средневековье. О врачевателе Арсении, который, стремясь искупить грех, становится почти святым. Арсений успевает побыть и юродивым, и паломником, и отшельником... Но есть в романе созвучия с нашим временем, заставляющие задуматься о том, кто мы. И - что более важно - какие мы.
2. «Большая книга», II премия. Сергей Беляков. «Гумилёв, сын Гумилёва».
Беляков, историк, специалист по научному наследию Льва Гумилёва, написал самую, наверное, полную биографию сына Анны Ахматовой и Николая Гумилёва Льва - одного из самых заметных русских учёных ХХ века. Таланта с трагической судьбой.
3. «Большая книга», III премия. Юрий Буйда. «Вор, шпион и убийца».
Это автобиографический роман о детстве и юности в послевоенном Кёнигсберге - суровый быт, первая любовь, первые горькие уроки жизни.
4. «Большая книга», приз читательских симпатий. Майя Кучерская. «Тётя Мотя».
Роман о судьбе современной женщины. 30-летняя героиня разрывается между мужем-компьютерщиком и коллегой-журналистом. Но тут ей в руки попадает дневник сельского учителя...
5. «Русский Букер». Андрей Волос. «Возвращение в Панджруд».
6. Премия Правительства РФ в области культуры. Роман Сенчин. «Ёлтышевы».
Роман-исследование о том, как в эпоху перестроечных перемен начало рушиться главное - наши семьи. А мы и не заметили.
7. «Национальный бестселлер». Фигль-Мигль. «Волки и медведи».
8. «Поэт». Евгений Евтушенко. Лирика.
9. «НОС». Лев Рубинштейн. «Знаки внимания».
10. «Просветитель». Максим Чертанов. «Дарвин», серия «Жизнь замечательных людей».
Павел Басинский, писатель:
– «Лавр. Неисторический роман» – замечательный роман о русском средневековом знахаре, который на протяжении книги меняет несколько имён, тем самым изменяя свою сущность. Весь его путь - это искупление тяжкого греха, который повлёк за собой смерть молодой женщины и их общего ребёнка. После смерти Устиньи Арсений становится Устином и как бы проживает жизнь своей возлюбленной. Обратное отражение жития Ксении Петербуржской, недаром автор - петербуржец. Язык романа ошеломляет. Водолазкин свободно переходит от средневековой речи к современной, но это не раздражает. Это придаёт роману элемент игривости, лёгкости, где смыслы мерцают и перекликаются. Очень многослойный и очень живой роман. В нём много тьмы, но все его герои светятся.