Интересно, где и когда люди впервые стали обращать внимание на еду, не относиться к ней только как к топливу, но и получать от неё удовольствие.
В допряничную эпоху
Примитивные трафареты для печенья появились ещё в Древнем Египте и затем стали использоваться в Древнем Риме. Известно, что с XI века сладкий полухлеб-полупряник пекли на церковные праздники в монастырях Европы. Иногда это была мягкая, сладкая хлебная лепёшка, а иногда — плоское печенье в форме человечков, короны, звезды.
Имбирное печенье (возвращающиеся из своих походов крестоносцы привозили с Ближнего Востока пряности, так имбирь стали добавлять в выпечку не только для вкуса, но и для хранения продукта) продавали на ярмарках. Дизайн печенья менялся по сезону — на Пасху пекли цветы и пуговички, на Рождество — человеческие фигурки, осенью — птичек и животных. Существовало поверье — чтобы поскорее выйти замуж, девушка должна была съесть имбирного человечка.
В XVI веке именно имбирные человечки пеклись в большом количестве при дворе Елизаветы I. Ей нравилось удивить иностранного гостя пряником, выпеченным по его образу. Стали появляться специальные трафареты для вырезания из теста со всё более усложнёнными деталями. В какой-то момент их начали производить из отходов меди и железа, остающихся у ремесленников после выполнения крупных заказов.
Пряничные домики и страшный голод
Мы все знакомы с пряничным домиком — в нём живёт ведьма из сказки «Гензель и Гретель» братьев Гримм, написанной ими в 1812 году по мотивам народных немецких сказок. Братья Гримм рассказали, как родители бросают голодных детей в лесу, те набредают на изумительно украшенный пряничный домик, начинают отламывать от него кусочки и обнаруживают в нём ведьму, которая собирается съесть их самих. Этот сюжет корнями уходит в Средние века и относится к великому голоду в Европе, который начался в 1315 году. Мне кажется, на этом фоне, когда люди сходили с ума от голода и лесные волки боялись людей больше, чем люди — волков, идея и образ пряничного домика возникла как эквивалент рек из молока и киселя в русских сказках — принятие желаемого за действительное, воображаемые идиллия и изобилие. Интересно также, что в сказках и детских поговорках европейский имбирный человечек ведёт себя, совсем как русский колобок — он всё время пытается убежать (Run run as fast as you can, you cannot catch me. I am the gingerbread man — «Беги, беги как можно быстрей, всё равно не поймаешь меня, я — имбирный человечек»). Желаемого изобилия не так легко достичь. Оно всё время ускользает из рук: голод в Европе, унёсший тысячи жизней, продолжался до 1322 года.
Торжество трафарета
Но постепенно голод стал отдалённой историей, а сытое общество часто превращает традицию в излишки — печенье перестало быть только к празднику. Люди стали придумывать всё больше и больше новых трафаретов — когда физический голод удовлетворён, появляется новый тип голода — на всё более новые развлечения и изобретения, страх голода превращается в страх скуки, а выпечка печенья, как это массово делают в Скандинавии, Германии и особенно в англоговорящих странах — приятное, забавное и недорогое занятие.
Сейчас формочки-трафареты даже коллекционируют — это недорого, красиво и приятно. Я недавно с удивлением обнаружила, что в мире существует даже несколько музеев формочек и специальные клубы коллекционеров. Известен, например, коллекционер, который собрал более 1800 формочек разных дизайнов из разных материалов из разных стран мира. Эта цифра не преувеличена — я об этом знаю, потому что этот коллекционер — мой муж.
Помню, как очень давно мы разговаривали с ним на тему коллекционирования. Я по природе не коллекционер, мне кажется, что нужно жить без багажа, не обрастая имуществом. Мой муж, хотя и коллекционер по природе, тоже разделяет эту точку зрения. Я упомянула, что теоретически, если бы я стала что-либо коллекционировать, то это были бы формочки для печенья. Скажем, коллекция из снежинки, человечка и сердечка… и забыла об этом разговоре. До следующего дня рождения, на который получила в подарок с десяток формочек, а потом ещё дюжину на Новый год, а потом уже кучу просто для пополнения коллекции. Вот её сжатый инвентарный список: разные алфавиты (латиница, иврит — к большому огорчению, нет кириллицы), цифры, животные (фермерские, домашние, лесные, из джунглей, дикие), цветы, листья, букашки и бабочки, предметы одежды, человечки, знаки разных валют, балерины, феи, короны и вообще всё, чью форму можно запечатлеть, скажем, в том числе в пластмассе (усы, носы, губы). У нас есть очки, пуанты и чайники. Есть корзиночки, машинки и роботы. Куклы. Мишки. Книжки. Ручки и карандаши. Верблюды и коровы. Материки и корабли.
Наша коллекция занимает два огромных шкафа. Но это живая коллекция — мы ею пользуемся. На Рождество, Пасху и дни рождения пекутся печенья разных форм. На дни рождения друзей мой муж создаёт в подарок панно — иллюстрацию жизни именинника из печенья. Так недавно на день рождения одного нашего австралийского друга-физика, занимающегося солнечной энергией, на панно использовались формочки-трафареты кенгуру (Австралия), солнце (его работа), машина (он любит путешествовать), шахматы (его хобби).
Разновидности имбирной выпечки: пряники в России, pain d’epice — во Франции, speculaas — в Голландии и Бельгии, lebkuchen — в Германии, скандинавский pepperkakor — всегда нарядны, всегда праздничны. В Хорватии на Рождество пекут небольшие имбирные печенья licitari в виде гитар, сапог, грибов, лошадей, часов, птиц и вешают на деревья. Большие пряники в форме сердца дарят на День святого Валентина и на свадьбы. И наш выбор коллекционировать трафареты для печений перестал казаться мне нелепым, когда я узнала, что в 2010 г. Юнеско внесла производство пряников в Северной Хорватии в «Список нематериального культурного наследи человечества». Самая популярная форма хорватского пряника — сердце. А у нас в коллекции есть примерно 20 трафаретов сердца — включая одно, пронзённое стрелой любви, и другое, разломленное пополам.