Не ради еды, а по делу
Приглашённые за баснословный гонорар певцы, танцы на столе перед боссом - всё это было и 100, и даже 900 лет назад. На самом деле даже первое упоминание Москвы в летописях связано именно со служебной гулянкой. Историк Василий Ключевский на своих лекциях в Московском университете так рассказывал студентам об этом корпоративе: «Юрий Долгорукий пригласил князя Новгород-Северского Святослава Ольговича, послав сказать ему: «Приди ко мне, брате, в Москов». На другой день по приезде Святослава хозяин устроил гостю «обед силен» и хорошо угостил его свиту». А в малой дружине, сопровождавшей Святослава, между прочим, было не меньше полсотни «сотрудников». И все погуляли, как говорится, за счёт принимающей стороны.
А вот Иван Грозный угощать подчинённых не любил и другим не советовал. Более того, он сделал 1 сентября (когда бояре и князья выставляли угощение своим слугам по случаю сбора урожая) последним сроком для уплаты налогов и оброков. Остальные русские правители обязательно устраивали в сентябре гулянки, попасть на которые было главной задачей тех, кто мечтал продвинуться по служебной лестнице (ведь именно в этот день государь традиционно награждал подданных привилегиями). Самые пышные «корпоративы» устраивались в Кремле ➊. В «Царских разрядах», подробно описывавших жизнь при дворе, об этих пирах говорится лаконично, например: «Сентября в 1 день, у Государя Царя и Великаго Князя Михаила Фёдоровича всеа Русии был стол, во передней избе; у стола были бояре». Ну а дальше скрупулёзно перечислялось, кто какую должность или подарок отхватил. Правда, регулярно капризные подданные, вместо того чтобы веселиться, устраивали безобразные ссоры из-за рассадки гостей. Известный москвовед Иван Забелин в своей «Истории города Москвы» красочно описывает, как в 1613 г. князь Борис Лыков отказывался сесть ниже (то есть дальше от государя), чем его давние недруги князья Фёдор Мстиславский и Иван Романов.
Духовенство тоже любило застолье, и в расходных книгах Патриаршего приказа скрупулёзно записывалось, кого следовало кормить и чем. Меню для «замов» патриарха очень отличалось от блюд, подаваемых священникам, дьяконам, иконописцам, монахам и звонарям.
Прогулял? Получи орла!
Вечеринки у боссов были тяжёлым испытанием не только для желудка, но и для кошелька гостя. Это сегодня сотрудник может прийти на корпоратив в джинсах, и на улицу его точно не выставят. А в дореволюционной России дресс-код был строгим и... подчас странным. Например, императрица Елизавета Петровна любила мужские наряды, поэтому не раз подданные были обязаны являться на вечеринки в облике трансвеститов. Все кавалеры - в бальных платьях и масках, а дамы - в мужском платье. Эх, не в том веке родился австрияк, выступающий сегодня под именем Кончита Вурст! Лет 250 назад он (или правильно говорить она?) зарабатывал бы на корпоративах побольше Ивана Урганта и Веры Брежневой, вместе взятых.
«Яр» стоял на ушах
Если говорить о новогодних корпоративах пониже статусом (не у царя, патриарха, столичного губернатора или других випов), то самые шумные и роскошные гулянки с подчинёнными были задокументированы в ресторанах и клубах в «Эрмитаже» ➌, Московском благородном собрании (сейчас Дом союзов на Б. Дмитровке ➍) и «Яре» ➎. Правда, на них не звали весь персонал до последнего курьера, как сегодня, а только «белых воротничков» и партнёров по бизнесу. Ну а самые скромные корпоративы в Москве устраивали владельцы портновских мастерских для «раков» (своих самых бесправных подчинённых, которые безвылазно жили и работали «в офисе»). Как описывал Владимир Гиляровский, взрослым работникам выставляли водку, а «мальчикам чай полагался только два раза в год - на Рождество и на Пасху. И по одной кружке: чтоб не баловались!»
После революции корпоративы преобразились в «посиделки в складчину», когда сотрудники сами приносили в учреждение питьё и закуски и сами же развлекали себя «капустниками» и застольными песнями (и именно там завязывались служебные романы). Так отмечали Новый год все... кроме кремлёвских обитателей. Например, Иосиф Сталин пошёл ещё дальше Петра I: при нём «под расписку» на новогодние корпоративы приезжали не только чиновники первого звена, но и артисты (причём согласия последних никто и не спрашивал). В качестве приглашённых звёзд в Кремле приходилось работать Аркадию Райкину, оперным певицам Наталье Шпиллер (она считалась непревзойдённой Графиней из «Свадьбы Фигаро») и Вере Давыдовой (её называли одной из лучших исполнительниц партии Любаши в «Царской невесте»). Так что московские корпоративы XXI в. - это лишь возрождение старинных столичных традиций. Как говорится, всё новое - это хорошо забытое старое.