Объем грузоперевозок, совершаемых беспилотниками в России, с 2022 по 2024 год вырос с 6% до 15%, свои летающие автономные грузовики выпускают больше полусотни отечественных компаний, подсчитали в ассоциации «Аэронекст». Пока их использование ограничено зонами с особым экспериментальным режимом для полетов дронов. Но в перспективе беспилотные авиационные системы (БАС) могут быть внедрены по всей стране.
«Мы активно работаем над созданием целостной экосистемы для БАС-доставки, взаимодействуем с разработчиками беспилотников и дронопортов, с потенциальными потребителями, с региональными властями и разрешительными органами, чтобы собрать всю цепочку аэрологистики, сделать ее технически работоспособной и экономически выгодной, — сказал гендиректор АНО „ФЦ БАС“ Максим Авдеев. — Наша цель — не только совершенствовать технологии, но, прежде всего, масштабно внедрять их в реальную хозяйственную практику».
Что могут малыши
Современные грузовые дроны отечественного производства развивают скорость до 80 км/ч, способны пролететь сотни километров даже при дожде и умеренном ветре. В отличие от грузовой машины они не застрянут в пробке, им не страшны грязь или ямы. Риск столкновения в воздухе минимален. Себестоимость такой доставки в десятки раз ниже, чем у наземного транспорта.
Беспилотники незаменимы в зонах ЧС, они могут возить продукты, лекарства, удобрения и семена высоко в горах, на бескрайних просторах Арктики, попутно могут вести мониторинг территории, выявлять очаги лесных пожаров, разрывы трубопроводов, наблюдать за ростом пшеницы в полях.
Компаниям отрасли помогают в рамках национального проекта «Беспилотные авиационные системы». Им доступны гранты на сумму до 100 млн рублей на оформление конструкторской документации или 250 млн рублей на сертификацию нового беспилотного аппарата. Для разработчиков БАС есть льготы на лизинг беспилотников, продавцы дронов получают компенсации, если предоставляют скидки на свои изделия. Резидентам научно-производственных центров возвращают до 90% затрат на НИОКР.
«Муравей» над Леной
Доставку грузов весом до 15 кг из Якутска на другой берег Лены в Нижний Бестях организовала инновационная компания «Лаборатория будущего». Ей дрон «Муравей 24» способен лететь и дальше — его дальность достигает 200 км. Но основная работа аппарата — связывать два берега великой сибирской реки, мост через которую еще не построен, а весной и осенью, когда не работают ни ледовая переправа, ни паром, это особенно важная задача. Например, когда врачам надо срочно передать биоматериалы пациента в лабораторию, чтобы поставить точный диагноз.
Полчаса — и точка
Дроны уже доставляют продукты по Нижнему Новгороду. Компания «Самокат» и местный разработчик «Клеверкоптер» принимают заказы весом до 5 кг. Свою ношу беспилотник доставит в специальный постамат, откуда ее можно будет забрать.
Пока испытания проходят успешно и, если так пойдет и дальше, этот опыт собираются расширить и на другие города. Главное достоинство, которое оценили все — время доставки никак не зависит от пробок на улицах. Пока автокурьеры стоят в заторах, дрон спокойно выполняет свою работу. Максимальное время такой аэродоставки — 30 минут.
Проверка Ямалом
Грузовые дроны производства питерской компании «Радар ММС» предназначены для работы в сложных климатических условиях: для них установлен диапазон рабочих температур от −30 до +40 градусов. Эти беспилотники вертолетного типа нашли себе дело на Ямале — уже три года они доставляют сырье и материалы весом до одного центнера для крупной нефтегазовой компании. Получается намного быстрее и дешевле, чем обычной авиацией с пилотами, да и по надежности они ничем обычным вертолетам не уступают.