Благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги» по всей стране строятся новые и ремонтируются имеющиеся автомагистрали и возводятся грандиозные мосты, эстакады и транспортные развязки. В уходящем 2023 году работы в рамках национального проекта велись на 6,7 тыс. объектах общей протяженностью 22,1 тыс. км. Учитывая социальную ориентацию нацпроекта, особое внимание уделялось участкам дорог, прилегающих к учреждениям здравоохранения, центрам социальных услуг, детским образовательным и досуговым учреждениям, туристическим объектам. Только в 2023 году в нормативное состояние привели почти 2 тыс. таких участков общей протяженностью свыше 8 тыс. км.
«Благодаря нацпроекту „Безопасные качественные дороги“ мы решаем важные задачи по повышению комфорта поездок граждан, безопасности движения, а также связанности нашей большой страны, — отметил заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин. — В регионах проводим масштабную работу по строительству, реконструкции и ремонту дорог, вводим мосты и путепроводы. В целом фактическая доля укладки верхних слоев дорожного покрытия на объектах национального проекта уже близится к 100%».
Новые современные автотрассы позволяют вдохнуть жизнь в регионы и повысить качество жизни местных жителей. «Главная цель федерального проекта — повышение уровня экономической связанности территорий страны, — поясняет руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков. — Кроме этого, ключевой задачей остается развитие дорожного каркаса как между регионами, так и внутри городов, создание транспортно-логистических центров и коридоров. Для этого строятся обходы крупных городов, транспортные развязки, искусственные сооружения».
А еще в рамках нацпроекта реконструировались участки федеральных трасс, в 57 крупных городских агломерациях внедрялись интеллектуальные транспортные системы, проводилась онлайн-олимпиада для школьников «Безопасные дороги» и многое прочее. Совокупность всех факторов должна снизить к 2030 году показатели смертности в ДТП в 3,5 раза.
Нацпроект также обновляет общественный транспорт в российских городах и селах. В 2023 году в регионы поступят порядка 4,9 тыс. автобусов, троллейбусов, трамваев, электробусов, причем по состоянию на середину декабря уже поставлено 2 549 машин.
Крупные объекты
В числе наиболее масштабных проектов, реализованных в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в 2023 году, можно отметить самый северный мост через Енисей в Красноярском крае, который обеспечит надежную круглогодичную связь с Северо-Енисейским районом, одним из крупнейших центров золотодобычи в нашей стране. Общая протяженность автомобильного перехода превышает 2 км, длина моста непосредственно через Енисей — почти 1,2 км. Кроме того, выполнено строительство примыканий к автодорогам общего пользования и устройство кольцевой развязки, соединяющей автодорогу Красноярск — Енисейск с основной трассой мостового перехода на левом берегу Енисея. Помимо всего прочего, мост позволит многократно снизить транспортные издержки и повысить эффективность новых инвестиционных проектов.
Еще один мост протяженностью 2,5 км возвели в Ленинградской области через реку Свирь. Сооружение имеет высокую социальную значимость не только для Ленинградской области, но и для соседней Республики Карелия, откуда идет постоянный грузовой транзит в сторону Санкт-Петербурга. Мост полностью переключит транспортные потоки с плотины Верхне-Свирской ГЭС, установит постоянную связь между правым и левым берегами, а также даст новый импульс развития экономики восточной части Ленинградской области.
Также стоит упомянуть завершение реконструкции автотрассы в Пензе, от улицы 40 лет Октября до улицы Центральная. На участке протяженностью 6,7 км построено сразу три искусственных сооружения — эстакада через железную дорогу и реку Пенза, путепровод через улицу Рябова и железнодорожные пути, мост через реку Ардым. Трасса оборудована безопасными тротуарами, парковочными площадками, искусственным освещением, барьерным и перильным ограждением.
Туристические и социальные маршруты
В столице Амурской области, городе Благовещенске, сдали в эксплуатацию участок улицы Тепличная. Его протяженность лишь 670 м, но улица ведет к крупнейшей на Дальнем Востоке школе, которую открыли в этом году. «Улица Тепличная — один из важнейших дорожных объектов Благовещенска, который необходимо было сдать в 2023 году, — подчеркнул министр транспорта и дорожного хозяйства Амурской области Александр Зеленин. — Именно здесь построили новую, самую большую школу в Приамурье, которая открылась в сентябре текущего года. Необходимо было обеспечить безопасное дорожное движение как для школьников, так и для местных жителей, численность которых с развитием инфраструктуры нового микрорайона увеличивается с каждым годом».
В Санкт-Петербурге в рамках нацпроекта привели в нормативное состояние 2,3 км улицы Чугунной, по которой тысячи людей ежедневно добираются до больницы Святителя Луки. Дорожники уложили новый асфальтобетон, установили бордюры, отремонтировали тротуары и нанесли стойкую разметку. «Город ремонтирует и модернизирует больницы и поликлиники, оснащает их новым современным оборудованием, — напомнил губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. — Но очень важны также и хорошие, надежные подъезды к медицинским учреждениям. Иногда несколько минут, сэкономленных в дороге, помогают спасти жизнь человеку».
К достопримечательностям Кабардино-Балкарии автомобильные дороги, как правило, проходят по высокогорьям и горным местностям. Поэтому здесь в рамках нацпроекта привели к нормативам 3,3 км дороги, ведущей к лагерям «Шхельда» и «Джантуган», основным учебно-спортивным базам национального парка «Приэльбрусье». Дорожники не только уложили новое асфальтобетонное покрытие, установили барьерные ограждения, обустроили стояночные и разъездные площадки, но и отремонтировали мост через реку Шхельда.
Снижение аварийности
В Белгороде безопаснее стало на пересечении улицы Победы и Белгородского полка, благодаря нацпроекту здесь установили новый светофор. За последние 8 лет здесь произошло 14 тяжелых ДТП, но теперь аварийность резко сократилась. Для более эффективного управления транспортными потоками этот светофор будет работать «в паре» с другим, расположенным на перекрестке улицы Победы с Гражданским проспектом, у этих регулировщиков будет единый контроллер. «На сегодняшний день ведется мониторинг данного пересечения и при необходимости вносятся корректировки в режим светофорного регулирования», — сообщил начальник Центра организации дорожного движения Белгорода Денис Кузьминов. Кроме того, для улучшения качества транспортного обслуживания жителей оборудованы две посадочные автобусные платформы, что позволит развести потоки пассажиров, следующих в разных направлениях.
Общественный транспорт
Столица Бурятии, город Улан-Удэ, за 2 года в рамках нацпроекта получил 73 новых современных автобуса. Комфортабельные машины пришлись по вкусу горожанам, количество жалоб на общественный транспорт сократилось в 2 раза, а общий пассажиропоток вырос с 4,6 млн человек в прошлом году до 9 млн человек в текущем. «Если раньше автобусы малого класса полностью загружались пассажирами на первых остановочных пунктах и далее следовали без остановок, то теперь люди, ожидающие на промежуточных остановках, не испытывают проблем с выездом и заездом в отдаленные микрорайоны», — рассказал заместитель председателя правительства Республики Бурятия Евгений Луковников. Так происходит благодаря большой вместимости новых «Волгабасов», в его салоне могут разместиться сразу 111 пассажиров. При этом салон отапливается, оборудован кондиционером и USB-розетками для подзарядки гаджетов. Автобус адаптирован и для маломобильных граждан. Теперь местное МУП «Городские маршруты» обслуживает 30 линий вместо прежних 16, а ежедневный пассажиропоток на муниципальных маршрутах вырос с 15 до 40 тыс. пассажиров. «Предприятие продолжает набор водителей, — подчеркнул министр по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия Александр Гоге. — Маршрутная сеть города постепенно уходит от неэффективной модели полного доминирования автобусов малого класса и переходит на автобусы большой вместимости».
Искусственный интеллект
Дороги Волгоградской области в 2023 году оснастили более 200 детекторами транспортного потока, определяющими тип и количество автомобилей на каждой полосе движения и в каждом направлении, среднюю скорость потока и отдельных машин, длину затора на перекрестке. Собранные данные передаются в интеллектуальную транспортную систему, развернутую на базе регионального центра управления транспортом. «В этом году основной упор мы сделали на установку транспортных детекторов, — говорит директор государственного казенного учреждения Волгоградской области „Безопасный регион“ Андрей Улыбин. — С их помощью мы получим более полную картину дорожной обстановки. Специалисты смогут эффективнее управлять транспортными потоками, создавая более совершенные сценарии работы светофоров. Пробок будет меньше, а поездки по городу станут быстрее и комфортнее». На текущий момент в Волгограде уже работают 220 детекторов, в Волжском — более 170.