Примерное время чтения: 7 минут
11952

Вопреки всем санкциям. Как государство помогает развивать экспорт товаров

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. Контракт для победы. В Москве заработал единый пункт отбора на контрактную службу 05/04/2023 Сюжет Национальные проекты
На международные рынки успешно выходят не только крупные компании, но и малые и средние.
На международные рынки успешно выходят не только крупные компании, но и малые и средние. Shutterstock.com

Россия вошла в топ-10 крупнейших экспортёров в мире в 2022 г. и установила рекорд по экспорту, продав товаров на 591,5 млрд долл. Доходы от продажи товаров за границей составили 332,4 млрд долл.

На международные рынки успешно выходят не только крупные компании, но и малый и средний бизнес. И это несмотря на беспрецедентные попытки Запада изолировать нашу страну. Успешные продажи за границей — признание высокого качества российских товаров, которыми могут воспользоваться и потребители в своей стране. 

Развивать торговое сотрудничество с иностранными партнёрами отечественному бизнесу помогают меры господдержки национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Он реализуется с 2018 г. по инициативе Владимира Путина.

Благодаря помощи государства стать экспортёром теперь проще. Предпринимателям выделяется финансирование для участия в выставках, предоставляется помощь при сертификации и лицензировании продукции. Проконсультировать экспортёров по запросам стран-импортёров готовы в российских торгпредствах, Минпромторге России, Российском экспортном центре (РЭЦ) и Агроэкспорте, региональных Центрах поддержки экспорта.

Для экспортёров работает цифровая платформа «Мой экспорт», которая предоставляет свыше ста услуг в режиме «одного окна» онлайн. Также на платформе работает B2B-маркетплейс услуг «Профессионалы экспорта», где компании могут найти подрядчиков и решить свои задачи в сфере внешнеэкономической деятельности. Предприниматели, которые планируют начать экспорт или расширить присутствие на международных рынках, могут воспользоваться образовательными программами Школы экспорта РЭЦ.

Серёжки из Смоленска

Количество зарегистрированных компаний, получивших услугу за всё время существования платформы «Мой экспорт», приблизилось к 8,5 тыс. В их числе семейное предприятие из Смоленска, которое производит гипоаллергенную бижутерию под брендом «Слонвиш». Её покупают в ОАЭ, странах СНГ, запросы поступают из Индии, Пакистана, Саудовской Аравии. Своё хобби по изготовлению украшений из полимерной глины супруги Ковальские решили превратить в бизнес в 2012 г. Заказы и продажи росли, а прибыли почти не было. Благодаря поддержке специалистов по экспорту Валентина и Александр отправились на международную выставку. «К нам подошёл оптовик, купил образцы, и через неделю мы получили предложение торговать с Беларусью», — рассказал сооснователь компании А. Ковальский. С помощью платформы «Мой экспорт» и консультаций в Центре поддержки экспорта Смоленской области в 2021 г. компания вышла на международную торговую площадку. «Последовал шквал заявок из стран Востока!» — делится Ковальский. Через партнёров компания планирует вернуться и на европейский рынок.

Карты как искусство

Предприниматели из Владивостока Андрей Шульга и Глеб Зеленов вышли на экспорт с уникальными объёмными деревянными картами. Содействие в развитии бизнеса оказал центр «Мой бизнес» в Приморье, на базе которого работает региональный Центр поддержки экспорта. Карты изготавливаются как сами по себе, так и на часах, на столах и выглядят как произведение искусства.

Компания открылась в 2014 г. во Владивостоке. Поначалу мало кто верил, что такая продукция может иметь спрос. После участия в экспортной выставке благодаря нацпроекту всё изменилось. Покупатели из-за рубежа приобрели несколько карт в виде часов. С тех пор объёмные многослойные карты с визуальным эффектом морских глубин и рельефа Земли продаются в сувенирных магазинах в 13 регионах России, Гонконге и Дубае. Самая большая карта изготовлена для отеля Hyatt города Шэньчжэнь. По итогам регионального конкурса «Экспортёр года 2022» среди малого и среднего бизнеса компания WoodenMap стала победителем в сфере промышленности.

Бизнес — женское дело

Те, кто говорит, что женщинам не место в бизнесе, не знают жизни. Это доказала выставка проектов женщин-экспортёров «Женская кооперация в международной торговле», которую организовал РЭЦ. Для женщин в современном мире возможно всё: от создания современной косметики и аксессуаров до IT-технологий и решения социальных проблем. Так, компания «Платформа Третье Мнение» предлагает разработки по анализу КТ, МРТ, маммограмм и т. д. «Сервисы искусственного интеллекта могут предсказывать возможные проблемы со здоровьем, предлагая начать профилактику», — рассказала сооснователь и директор компании Анна Мещерякова. Женский бизнес отличает большая созидательная сила, он даёт максимальный эффект для общества. И никто из женщин-экспортёров не упоминает о проблемах, связанных с гендерной дискриминацией на иностранных рынках. А все другие им оказываются по плечу.

 

«Цель — не меньше 100 млн тонн в год»

Важное направление — производство и экспорт сжиженного природного газа (СПГ). Согласно целям стратегической инициативы правительства «Прорыв на рынки СПГ» Россия должна нарастить производство СПГ до 120 млн т к 2035 г. и обеспечить отрасль конкурентоспособным российским оборудованием.

«Развитие производства СПГ в среднесрочной перспективе должно достигнуть не менее 100 млн т в год. На сегодняшний день по реализованным проектам производство составляет порядка 33 млн т. С учётом проектов в стадии строительства, заводов в Усть-Луге и “Арктик СПГ 2” Россия выйдет на производство 66 млн т СПГ в год. Необходимо дополнительно изыскать ресурсную базу для проектов ещё на 34 млн т СПГ в год», — сообщил зампредседателя правительства Александр Новак на совещании по развитию производства СПГ в России. Минэнерго при поддержке Минпромторга разработает «дорожную карту» проекта с долей отечественных технологий в 80% от потребности отрасли. Наша страна уже сегодня создаёт оборудование, которое можно не только использовать для импортозамещения, но и продавать за рубеж благодаря нацпроекту «Международная кооперация и экспорт». Так, «Уралвагонзавод» начал серийное производство цистерны-контейнера для СПГ, этилена и этана для любого вида наземного и водного транспорта. Уникальные вагоны и контейнеры из облегчённого алюминиевого сплава производятся в Саранске.

По мнению ректора Санкт-Петербургского горного университета Владимира Литвиненко, главная проблема отрасли — нехватка специалистов. И эту задачу тоже нужно решать, чтобы укреплять промышленный суверенитет страны и конкурировать в мире.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых