Примерное время чтения: 8 минут
1601

Неналоговые льготы. Что они дают и кто может их получить?

В России статус субъекта малого и среднего бизнеса даёт предприятию массу преимуществ, в том числе неналоговых. О том, как ими воспользоваться, АиФ.ru рассказали эксперты центров «Мой бизнес».

Быть в реестре

ИП или организации, внесенные в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (это общее обязательное условие), могут пользоваться такими преференциями, как упрощенный порядок сдачи налоговой, бухгалтерской и статистической отчетности, упрощенный порядок кассовых операций. И, наконец, они могут участвовать в государственных тендерах в приоритетном порядке, поскольку не менее 15% годового объема закупок многие госорганизации должны сделать у субъектов малого и среднего бизнеса.

Важно помнить, что реестр малых и средних предприятий формируется автоматически на основании данных контрольных ведомств. Предприниматель может только внести в него дополнительные сведения. Исключение из данного реестра организаций или ИП происходит после того, как меняются их качественные характеристики (размер дохода, число сотрудников и т. п.), что лишает множества привилегий, предусмотренных законодательством.

Право не устанавливать лимит

Все организации, в том числе предприятия малого и среднего бизнеса, обязаны соблюдать действующий порядок кассовых операций. Однако для малых предприятий, включая микропредприятия, предусмотрена льгота. Они могут не устанавливать лимит остатка денежных средств в кассе.

Интересно, что воспользоваться этой льготой может даже та организация, для которой был раньше утвержден кассовый лимит. Конечно, если она стала соответствовать по своим параметрам малому предприятию. В этом случае необходимо издать приказ руководителя об отмене ранее установленного лимита хранения денежной наличности в кассе со ссылкой на п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 г. № 3210-У.

Замена штрафа предупреждением

Для организаций и ИП, которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства, а также их работников предусмотрены особые условия привлечения к административной ответственности.

Если в тексте статьи Административного кодекса (КоАП), положения которой нарушила фирма или её представитель, есть указание на возможность применения предупреждения, то к малому и среднему бизнесу должно применяться предупреждение. А вот в том случае, если в тексте конкретной статьи такого вида наказания, как предупреждение, нет, то для малого и среднего бизнеса применяется льгота в виде замены административного штрафа письменным предупреждением.

Штрафы могут быть заменены предупреждением при выполнении определённых условий. Главное условие — правонарушение должно быть совершено впервые. Также не должно быть не только причинения вреда, но даже возникновения угрозы жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Правонарушение не должно быть причиной имущественного ущерба для кого-либо. Необходимо также принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Административный штраф, однако, не может быть заменён на предупреждение, если предприятие или его представитель обвиняется в:

  • злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке;
  • манипулировании ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности);
  • заключении ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществлении ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координации экономической деятельности;
  • недобросовестной конкуренции;
  • неповиновении законному распоряжению сотрудника правоохранительных органов;
  • невыполнении в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль;
  • неисполнении решения коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность по противодействию терроризму;
  • непредставлении ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля;
  • непредставлении ходатайств, уведомлений (информации), сведений (информации) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;
  • подделке документов, штампов, печатей или бланков, их использовании, передаче либо сбыте;
  • представлении ложных сведений при осуществлении миграционного учета;
  • незаконном вознаграждении от имени юридического лица;
  • незаконном привлечении к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего;
  • нарушении требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса;
  • невыполнении требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования.
Фото: Shutterstock.com

Надзорные каникулы

Надзорные каникулы — это освобождение для предприятий малого и среднего бизнеса от всех неналоговых проверок. Оно не распространяется также на проверки внебюджетных фондов. Надзорные каникулы продлятся до конца 2020 года.

Важно знать, что освобождение от проверок не безусловное и не по факту принадлежности к льготной категории. Компании или ИП имеют право на надзорные каникулы, если у них за предыдущие три года не было грубых нарушений, проступков, за которые могли бы приостановить деятельность, аннулировать лицензию или дисквалифицировать руководителя.

Впрочем, в некоторых случаях малые и средние предприятия не могут воспользоваться надзорными каникулами даже при соответствии указанным выше условиям. Это касается плановых проверок:

  • в рамках видов госконтроля, по которым установлены категории риска, классы опасности, а также критерии отнесения деятельности организаций и ИП и (или) используемых ими объектов к определенной категории риска либо определенному классу опасности;
  • организаций и ИП, которые ведут деятельность в социальной сфере, в области здравоохранения, образования, а также теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • по лицензируемым видам деятельности в отношении осуществляющих их организаций и ИП;
  • в рамках федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности, защиты государственной тайны, качества работы аудиторских организаций, использования атомной энергии, пробирного надзора.

Если же малое предприятие работает в социальной сфере, а также в области здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, то его плановые проверки могут проводиться два и более раза в течение трёх лет.

Освобождение от квартальных авансовых платежей

Субъекты малого и среднего бизнеса, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, освобождаются от уплаты квартальных авансовых платежей. Если же этим видом негативного воздействия является хранение или захоронение отходов производства и потребления, то субъекты малого бизнеса не обязаны согласовывать и применять лимиты на размещение отходов.

Преференции при госзакупках

Для малых предприятий предусмотрен особый порядок участия в госзакупках. Государственные заказчики (за исключением унитарных предприятий и компаний, которые сами являются субъектами малого и среднего бизнеса) обязаны осуществлять не менее 15% годового объема закупок у «малышей».

Всю информацию об объемах и номенклатуре закупок отдельных заказчиков, определенных в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также об организации участия малых предприятий в таких закупках можно получить в центрах «Мой бизнес» совершенно бесплатно.

Услуги центров «Мой бизнес»

Большинство бизнесменов, сотрудников институтов развития предпринимательства и других экспертов согласны с тем, что услуги центров «Мой бизнес», созданных и создаваемых в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», следует отнести к категории неналоговых льгот для предпринимателей.

В списке из более чем 200 услуг центров — помощь в государственной регистрации предприятий разных форм, предоставление сведений, документов и выписок из государственных реестров, информирование о действующем законодательстве и нормативных актах, а также о мерах поддержки предпринимательства. Это помимо обучения бизнесу и консультирования по другим важным для предпринимателей вопросам.

«Все наши услуги бесплатные, — рассказывает руководитель центра «Мой бизнес» в подмосковном городе Реутове Наталья Лаврова. — Для производственного бизнеса есть также региональный Инжиниринговый центр, где аккредитованы соответствующие специализированные компании. Центр софинансирует до 95% их услуг. Скажем, чтобы провести сертификацию продуктов питания, их производитель заплатит только 5%. Это серьёзная экономия: иногда такого рода сертификация стоит 500 тысяч рублей».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах