На высшем уровне о необходимости такого перечня впервые заговорили месяц назад. В начале ноября глава правительства Владимир Путин выразил возмущение тем фактом, что «бесплатные» услуги населению у нас оказывают за символические (и не очень) денежные вознаграждения.
— Люди вынуждены обращаться к платным посредникам или простаивать многочасовые очереди. Они достали уже всех, эти платные посредники. Они работают и на региональном, и на федеральном уровнях. Надо принимать энергичные меры, чтобы изменить ситуацию. Или в каждом муниципалитете люди будут неделями простаивать в очередях, — сказал премьер.
И предложил создать единый список всех государственных услуг, который чётко разделит платное и бесплатное. От очередей и бюрократических проволочек он, может, и не спас бы, но вот бизнесу типа «помогаем в оформлении регистрации» и т.п. должен положить конец, рассудил Путин.
И вот, первые результаты выступления премьера уже материализовались в виде законного документа. Правительство утвердило перечень платных госуслуг населению, правда пока он касается только представителей бизнес-сообщества. С 8 декабря
Всего в перечне 19 позиций. По сравнению с существующим порядком работы госорганов с бизнесом, это почти в 2 раза меньше, а значит предприниматели будут меньше платить, да и вообще реже обращаться за «помощью» государства. Ведь согласно основному принципу документа, чиновники не имеют права требовать от граждан пройти какую-либо платную процедуру (получить услугу), если в список она не включена.
Причём в последствии перечень может стать ещё короче: особая комиссия при правительстве будет пересматривать включённые в список услуги и, возможно, признает их необязательными для предпринимателей.
Другой не менее приятный для бизнесменов нюанс заключается в том, что и расценки на госуслуги тоже, скорее всего, станут меньше. Как прописано в документе, Минэкономразвития должно разработать основные положения по расчёту этих цен, а профильные министерства в течение двух месяцев утвердят методики ценообразования. При этом, согласно официальной формулировке, «размер платы за оказание платной услуги не может превышать экономически обоснованные расходы на оказание платной услуги, определенные в соответствии с указанной методикой».
Таким образом законодатели, похоже, надеются не только отсечь посрдеников между государственными органами и получателем услуги, но и дополучить в бюджет то, что раньше собирали эти самые фирмы. Как считают аналитики, затея может окончится благополучно.
— Если сформировать исчерпывающий перечень предоставляемых государством платных услуг, это позволит повысить наполняемость бюджетов разных уровней, а также будет способствовать сокращению коррупции при взаимодействии госструктур с населением, — сказал нам аналитик ИК «ФИНАМ» Сергей Фильченков.
С другой стороны, «с реализацией и воплощением этого решения в жизнь могут возникнуть существенные проблемы», считает эксперт департамента оценки «2К Аудит — Деловые консультации» Ирина Воробьева.
— Специфика работы государственных органов такова, что получение необходимых справок, оформление документов отнимают массу времени. Очень часто уровень компетенции работников государственных органов, оказывающих платные услуги и выдающих разрешительную документацию, является достаточно низким. Система «одного окна», на которую госорганы перешли несколько лет назад до сих пор не работает в той мере, в какой была задумана, — констатирует Воробьёва.
Её опасения разделяют и многие другие эксперты и особенно — бизнесмены, которые не понаслышке знают, что такое проволочки и бюрократия. Вспомнить хотя бы печально знаменитую московскую налоговую № 46, которая «в одиночку» должна была осуществить перерегистрацию всех столичных ООО до конца этого года. На такой объём работы не хватало ни времени налоговиков, ни терпения самих бизнесменов — и в результате у дверей налоговой инспекции образовалась многодневная давка.
— Чтобы обеспечить бесперебойную и прозрачную работу госучреждений, нужно провести ревизию функций госучреждений на избыточность и существенно повысить технический уровень их работы, — говорит Воробьёва. — К примеру, если повсеместно создать единые электронные базы данных и активизировать получение справок, согласований, разрешительной документации и т.д. через Интернет, то можно было бы увеличить производительность работы госорганов, повысить прозрачность их работы, снизить объемы коррупции и значительно уменьшить очереди.
К такому прогрессивному решению власти, кстати, тоже уже готовятся, правда пока не в сфере взаимоотношений с представителями бизнеса. Так что в ближайшие годы предпринимателям предстоит учить утверждённый перечень и забыть про «услужливые» посреднические фирмы.
Перечень платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг:
1. Государственная экологическая экспертиза.
2. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и другие виды оценок.
3. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.
4. Государственная экспертиза проектной документации.
5. Государственная экспертиза результатов инженерных изысканий.
6. Экспертиза при осуществлении лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений и научных организаций.
7. Экспертиза соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения или научной организации федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям в целях государственной аккредитации образовательного учреждения или научной организации.
8. Экспертиза соответствия реализуемых образовательным учреждением образовательных программ различных уровней и направленности федеральным государственным требованиям в целях государственной аккредитации образовательного учреждения.
9. Экспертиза показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида или категории, в целях государственной аккредитации образовательного учреждения.
10. Экспертиза в целях подтверждения документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях.
11. Экспертиза в целях признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.
12. Экспертиза качества, эффективности и безопасности лекарственных средств в целях государственной регистрации лекарственных средств.
13. Экспертиза качества, эффективности и безопасности изделий медицинского назначения в целях государственной регистрации изделий медицинского назначения.
14. Анализ и экспертиза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) в целях выдачи фитосанитарного сертификата или карантинного сертификата.
15. Ветеринарно-санитарная экспертиза.
16. Экспертиза возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами.
17. Экспертиза проектов геологического изучения недр.
18. Испытание вывозимых с территории Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в целях принятия решения о возможности вывоза из Российской Федерации данных специальных технических средств.
19. Предоставление информации (копий документов) из государственных информационных систем в целях предоставления государственных услуг (в случае, если такая информация (копия документа) является в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимой и обязательной для предоставления соответствующей государственной услуги).