Примерное время чтения: 6 минут
1276

Преуспеть, а не прогореть. Как выбрать франшизу не «по одежке», а по уму?

В идеале франчайзинг снижает риски при ведении бизнеса. Но в России 80% предпринимателей после покупки франшизы еле сводят концы с концами или разоряются в первый год. Почему так происходит? И как попасть в число тех 20% счастливчиков, которые стали успешнее?

Сегодня в Роспатенте официально зарегистрировано более 2250 франшиз. Но активно продвигается только 1000. И далеко не всегда у компаний, тиражирующих свой «успех», на самом деле есть проверенная бизнес-модель, способная генерировать прибыль обоим партнерам. Случаются также попытки взять деньги за бренд, правами на который продавец франшизы не обладает. Совершив такую сделку, можно получить иск за незаконное использования торгового знака от его настоящего собственника.

Немало ошибок совершают сами будущие франчайзи. Но все эти проблемы можно преодолеть, если соблюдать при выборе франшизы пять простых правил.

1. Покупать франшизу в знакомой сфере

Успешнее всего работают франчайзи, которые до ухода под крышу чужого бренда работали в той же самой бизнес-отрасли. И напротив, риски стартовых потерь многократно повысятся, если вы пойдете в незнакомом направлении. Даже если франчайзер честно передаст вам все свои знания, вы потратите много лишних денег, теряя на мелочах, в которых профессионалы прекрасно осведомлены. 

2. Лично составлять бизнес-план

Какой бы успешной ни была компания, продающая франшизу, не принимайте решения, не проверив ее модель на своем местном рынке. Проведите самостоятельное маркетинговое исследование. Самостоятельно посчитайте, какие финансовые ресурсы с учетом особенностей вашего региона вам могут понадобиться, какой будет рентабельность именно вашей торговой точки. Заложите финансовый резерв: франшиза не волшебная палочка, и нужно быть готовым к маневру, если что-то пойдет не так.

В любом случае ваши расчеты должны показать, что взнос за покупку франшизы и роялти, которые вы будете регулярно отчислять старшему партнеру, позволят зарабатывать больше, чем в одиночку. Хороший партнер обязательно поможет вам в этих расчетах. А если услышите отказ, это повод отказаться и от франшизы. 

3. Проверять обещания

Узнайте больше об истории компании, бренд которой вас заинтересовал. Не стоит покупать франшизу фирмы, которая сама появилась 1-2 года назад. За такой короткий срок сложно сформировать надежную бизнес модель. Насторожитесь, если франчайзер, развивая партнерскую сеть, закрывает собственные торговые точки. Это означает, что в его собственном бизнесе появляются проблемы.

Свяжитесь с другими франчайзи. Узнайте, довольны ли они партнерством, вышел ли их проект на прибыль в те сроки, которые обещает франчайзинговая программа.

Фото: Shutterstock.com

4. Лично знакомиться с владельцами франшизы

Чтобы принять взвешенное решение, недостаточно переписки и общения по телефону. Обязательно побывайте в головном офисе компании, к чьей франшизе присматриваетесь. Там, где к франчайзингу относятся серьезно, за это направление отвечает специальный отдел, для партнеров разработаны толстые руководства (чем подробнее, тем лучше). И там вам никто не продаст франшизу, пока вы не пройдете серию тренингов и стажировок. Если у компании нет обучающих программ для предпринимателей и их сотрудников — это очень плохой знак.

Вы должны получить четкие ответы на все свои вопросы. А люди, которым вы их будете задавать, должны вызвать доверие.

5. Проводить экспертизу договора

Вы должны быть уверенным, что франшиза юридически чистая: торговая марка должна быть зарегистрирована именно на то юридическое лицо, которое предлагает под ней работать. Поэтому лично запросите об этом Роспатент. 

Внимательно изучите, какие права и обязанности предоставляет вам франчайзинговый договор. Важно обратить внимание на все, включая условия выхода из партнерства: бывает, что они предусматривают для франчайзи крупные штрафы. 

При этом в Гражданском кодексе РФ нет такого понятия, как «франчайзинг». При покупке франшизы оформляется договор коммерческой концессии, который затем нужно зарегистрировать в Роспатенте. Без проведения этой процедуры франчайзинговая сделка будет считаться недействительной. 

С учетом всех этих тонкостей договор обязательно надо показать юристам. Они укажут на пункты и обстоятельства, угрожающие вам убытками или проблемами, расскажут о тонкостях регистрационных процедур.

Кто поможет провести исследования и экспертизы?

Если нет опыта, который позволяет самостоятельно выбрать нужных экспертов и консультантов, лучше всего обратиться в региональный центр «Мой бизнес», центр или фонд поддержки предпринимательства.

— Наши специалисты консультируют предпринимателей бесплатно. А узкие запросы мы передаем в специализированные исследовательские и консалтинговые компании. Их услуги уже платные, но через центры, работающие с малым и средним бизнесом, их можно заказать по льготной цене, — рассказывает руководитель Центра поддержки предпринимательства Нижегородской области Ольга Бронцева. — Например, если понадобится юрист, специализирующийся на франчайзинге, то мы найдем его и порекомендуем. Мы планируем создать «магазин франшиз», где будут представлены программы компаний, которые ищут партнеров в нашем регионе. И периодически будем проводить серию круглых столов с участием франчайзеров и предпринимателей, интересующихся франшизами. По их итогам представители франчайзинговых компаний будут выбирать 10 самых перспективных партнеров, которые получат франшизу бесплатно или со скидкой.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах