Используя свои преимущества — близость к клиенту, индивидуальный подход — кафешки и автозаправки начинают осваивать искусство маркетинга. И это неизменно приносит им результат!
Выигрывают те, кто знает потребности своих покупателей и знает, как их удовлетворить. Это и есть маркетинг. Если в парикмахерской вам говорят: «Свободных кресел нет, и вообще у нас только по записи», вы просто идете в соседнюю парикмахерскую, где вас вежливо попросят подождать и предложат чаю с конфетами. Кажется, так просто, но когда вы в последний раз встречались с подобным отношением к себе?
Сервис — основа малого бизнеса, о чем хозяева фирм часто забывают. Но и помимо сервиса есть много способов заинтересовать клиента. Например, провести оригинальную промоакцию. О том, как это делается, рассказывает генеральный директор одного из крупных маркетинговых агентств Юний Давыдов:
— В 2007 году мы провели акцию для обувного магазина в Ростове. Горожанам предлагалось сдавать старую обувь и получать купон на покупку новой пары со скидкой 20%. В самой схеме (обмен старых вещей на скидку) ничего нового нет, но мы сыграли на региональном патриотизме — призвали горожан создать на центральной площади самую высокую в мире гору из обуви. В итоге странная игра вызвала настоящий ажиотаж! За считанные дни обувная гора выросла на 7 метров, а перед магазином возникли гигантские очереди покупателей. Естественно, про уникальную гору узнали все ростовчане, а затраты на акцию окупились уже в первые дни. На самом деле, не обязательно платить агентству, чтобы провести такую акцию. Просто надо самому иметь фантазию, наглость и чувство юмора! Владельцам малого бизнеса я советую забыть о стандартной рекламе, это дорого и неэффективно. Наймите молодого, талантливого хулигана-маркетолога, дайте ему свободу, и он за три копейки приведет вам толпу новых клиентов!
Сегодня малый бизнес не может себе позволить покупать услуги маркетинговых агентств. Минимальная плата агентству за маркетинговое обслуживание составляет 5 000 долларов в месяц, в среднем — 10 000 долларов, и это не считая расходов на промоакции. Хозяину цветочного магазина такое не по карману.
Но выход всегда есть. Например, как уже было сказано, пригласить к сотрудничеству маркетолога на внештатной основе — это по силам любой компании. Вопрос: какие задачи перед ним поставить?
Прежде всего, он должен предлагать недорогие решения по стимулированию сбыта. Чтобы каждый вложенный рубль приносил, как минимум, пять. И не обязательно изобретать что-то новое. Наработаны десятки маркетинговых приемов, уже доказавших свою эффективность. Есть технология кросс-промоушна, когда стоматология обменивается рекламой с химчисткой и оба предприятия автоматически удваивают количество потенциальных клиентов. Есть партизанский маркетинг, позволяющий вербовать из лояльных покупателей агентов по продвижению.
Так, один книжный магазин создал из школьников целую службу промоутеров. Те приводят в магазин своих родственников и соседей, а взамен получают на специальную карточку… бесплатное время для выхода в Интернет. Себестоимость проекта — всего несколько тысяч рублей, а отдача — в десятки раз больше. Ведь даже один покупатель за год может окупить все вложения. Как видим, возможностей для эффективного маркетинга у малого бизнеса хватает. Главное — действовать смело и предприимчиво!
Сколько стоит маркетинг
Маркетинговое агентство:
Абонентская плата: $5 000 — $10 000 (без учета расходов на исследования и промоакции).
Наемный специалист:
Заработная плата: $1 000 — $2 000.
Студент-маркетолог:
Заработная плата: $300 — $500 плюс премия за эффективность проведенной акции.