Торжественные линейки, посвящённые Дню знаний, позади. Началась учёба. Пошли в детские сады дошкольники. Что ждёт детей и педагогов? «Новый учебный год будет ещё интереснее и сложнее, — говорит мэр Москвы Сергей Собянин. — Мы хотим создать в Москве новый стандарт старшей школы — с широким выбором специализаций. Продолжим строить новые здания. В этом году в школы и садики пошло рекордное количество детей: в Москве продолжается демографический бум». А кто будет осуществлять эти перемены? Накануне профессионального праздника — Дня воспитателя — мы побеседовали с воспитателем дошкольного корпуса № 1 школы № 1541 Ириной Пономарёвой. Больше 20 лет она работает в городском образовании, и такой стаж позволяет ей прочувствовать изменения в её профессиональной сфере, происходящие в рамках реализации программы «Мой район».
Садик плюс школа
Юлия Борта, «Мой район»: — Ирина Александровна, недавно произошло объединение детских садов со школой. Что изменилось?
Ирина Пономарёва: — Задача детского сада — подготовить ребёнка к школе. Поэтому так важно взаимодействие учителей и воспитателей. Мы водим детей в школу, приходим на уроки наших выпускников. А учителя приходят к нам, проводят занятия с детьми. Мы постоянно находимся в сотрудничестве со школьными педагогами, ведь учебные программы и требования меняются, и им нужно соответствовать. Раньше говорили, что не надо учить дошкольников читать и писать, этим займётся школа. Сейчас нечитающий ребёнок будет отставать. Наверное, это нонсенс. Но такова жизнь.
— Как изменилась работа воспитателя после того, как в группы стали включать детей с особенностями развития, нарушениями здоровья?
— Многое зависит от личностных качеств педагога, насколько он заинтересован помочь такому ребёнку. Иногда просто не хватает образования, чтобы заниматься такими детьми, поэтому приходится постоянно учиться. Мне интересно с ними работать, радует, когда у ребёнка создаётся положительная динамика в развитии. И такие дети, которым пошло на пользу включение в детский коллектив, у меня были. Сложность в том, что не всегда малыши могут принять сверстников, которые чем-то отличаются от них. Задача педагога — объяснить, что мы все разные, у каждого есть свои особенности. Нельзя акцентировать внимание на непохожести. Нужно создать такие условия, чтобы сам ребёнок чувствовал себя комфортно среди сверстников и другие дети относились к нему как к равному.
«Телефон не просят»
— Исследования говорят: дети с 2 лет пользуются гаджетами. А в обычные игры они играть умеют?
— У нас в саду дети без телефонов себя прекрасно чувствуют. Не скажу, что они сильно зависимы от гаджетов. В саду все себе находят занятие. Телефон никто не просит. Да, мы можем спокойно обсудить какие-то компьютерные игры, я иногда вступаю в диалог, если понимаю, о чём речь. И детям это нравится — так я расту в их глазах. Иногда мы смотрим с детьми мультики по какой-то теме. Обычно выбираем старые советские типа «Простоквашино», «Новогодних приключений Маши и Вити» и другие. Вы не представляете, как дети открывают рты и смотрят эти мультики! Хотя и современные познавательные вроде «Фиксиков» им нравятся.
— Многие родители постоянно кричат на детей. Насколько это допустимо?
— Надо уметь себя сдерживать. Помогает такой способ. Как только почувствовал, что сейчас взорвёшься, надо себе сказать: «Только не сейчас. Вот домой придём или хотя бы за угол завернём, и я тебе покажу...» Можно вздохнуть, сосчитать до 10. Когда сделал паузу, «переварил» ситуацию, острые эмоции схлынут — и всё то же самое сможешь сказать спокойнее. Надо работать над собой. Все мы люди, понятно, что каждый может сорваться. Но если неправ, важно признать вину и извиниться. С детьми шикарно работает чувство юмора, отлично снимает напряжение. Очень хорошо прибегать к шуткам, когда ребёнок встревожен. Тогда он расслабляется. Конечно, есть дети, которые слышат, только когда повышаешь голос. Это идёт из семьи.
— У воспитателя в группе 20–30 детей. А мама, бывает, не справляется с одним. Что можете посоветовать?
— Во-первых, никогда не нужно врать ребёнку. Обещал — сделал. Не можешь выполнить — не обещай. Во-вторых, с ребёнком нужно разговаривать как со взрослым. Нам часто только кажется, что они маленькие, а они прекрасно всё понимают. В-третьих, никогда не нужно стесняться говорить о своих чувствах. Например: «Ты меня обидел», «Мне было стыдно», «Мне было страшно» и т. д. Детей нужно учить чувствовать и сочувствовать. Когда только им сочувствуешь, они становятся потребителями. Не надо бояться признаться, что вы чего-то не знаете. При этом говорить надо искренне, чтобы интонация была настоящая, а не наигранная. Мы даже не догадываемся, насколько дети всё это чувствуют.
— А как наказывать ребёнка? Раньше в угол ставили...
— Если ребёнок расшалился, вплоть до того, что может нанести кому-то травму, говорим: «Посиди немножко на лавочке, отдохни». И дети это правило знают. Посидит, а потом спрашивает: «Я успокоился, можно мне идти играть?» У нас нет фразы «Ты наказан». Сел «отдыхать» — переключился и к прошлым шалостям не возвращается.
Ещё одно важное правило: один раз поругал — пять раз похвали. Любого ребёнка, какой бы он ни был хулиганистый. Если ребёнка всегда ругать, он или озлобится, или замкнётся, самооценка упадёт.