Сперва здесь находилась деревня Подъёлки. Потом село Покровское в честь деревянного храма Покрова Пресвятой Богородицы первой половины ХVI века. И наконец – усадьба Покровское-Стрешнево, сохранившаяся до 1920-х годов, но не сумевшая пережить всех катаклизмов прошлого столетия. Немало хозяев было у этих подмосковных прежде земель. Но 250 лет владели ими, начиная с боярина Родиона Матвеевича, Стрешневы. Те самые Стрешневы, из рода которых происходила вторая жена царя Михаила Фёдоровича Евдокия.
Настоящее дворянское гнездо здесь появляется при внуке Родиона Матвеевича – генерал-аншефе Петре Ивановиче. Это он строит сначала деревянный, затем каменный – в 10 комнат – дом. Выкапывает пруд, разводит фруктовый сад и перестраивает в камне храм.
Скончалась после восьмых родов жена Петра Ивановича. Умерли в младенчестве семеро детей, осталась только Лизонька. Души не чаял в ней отец, исполнял все прихоти. Одного не позволил – выйти замуж за вдовца с ребёнком, генерала Фёдора Глебова, на 17 лет старше Елизаветы.
Но отец умер – и обвенчалась Елизавета Петровна с Фёдором Ивановичем. Хоть и признавалась: особой любви к нему не испытывала, однако это был единственный мужчина, над которым она могла властвовать и одновременно уважать его. А вот он, судя по всему, крепко любил супругу…
Чай с царицей
Жили молодожёны в усадьбе Глебовых на Большой Никитской в Москве, но отдыхать любили в Покровском. Не хватало матушке Елизавете только… бани – места, где можно и ванну принять, и с гостями пообщаться. Фёдор Иванович запрос понял, взял под козырёк и спустя два года красиво преподнёс жене усадьбу в версте от Покровского, которую назвал, конечно, в её честь – Елизаветино, а в ней он выстроил для супруги Ванный домик.
К сожалению, остались от Елизаветина только фрагменты фундамента. Усадьба была разрушена во время Великой Отечественной войны. И мало кто знает, что такая усадьба в районе Покровское-Стрешнево была.
Деревянный двухэтажный дом (ванная, гостиная, библиотека в мезонине, боковые флигеля и модный бельведер), возведённый на возвышении, словно парил над речкой Химкой. Медальоны, барельефы, «мраморные» стены-обманки и «паркет» из крашеных досок (в те времена купить натуральные материалы было дешевле, чем найти специалистов, которые бы сделали качественную подделку)…
Вход охранял Амур
Так описывал чудо архитектуры искусствовед Николай Врангель: «Хороша синяя, «цвета сахарной бумаги», гостиная в большом доме, отделанная à l'antique в помпеянском стиле, с красивой белого дерева мебелью конца XVIII века. Потом идёшь по саду с бесконечными прямыми дорогами, окаймлёнными столетними деревьями, идёшь долго к Ванному домику, вход в который охраняет маленький мраморный амур. Дом стоит над гигантским обрывом, поросшим густым лесом, который кажется мелким кустарником, уходящим вдаль. Дом полон дивных английских гравюр, хороших старых копий с семейных портретов. И на каждом шагу, в каждой комнате кажется, будто бродят тени тех, кто здесь жил. В красной маленькой гостиной виднеется надпись: «16 июля 1775 года Императрица Екатерина Великая изволила посетить Елизаветино и кушать чай у владелицы оного Елизаветы Петровны Глебовой-Стрешневой».
Именитые обитатели
А Николай Карамзин, с которым дружила хозяйка, написал в Ванном домике часть «Истории государства Российского». О главной усадьбе с прилегающими к дому французским и английским парками, итальянскими скульптурами, каскадами прудов, зверинцем и оранжереями известно больше.
Здесь, в дачном посёлке на территории Покровского-Стрешнева, Лев Толстой впервые увидел 12-летнюю Софью Берс. А местный храм был расширен на личные средства братьев Боткиных.
Судьбы хозяек – бабушки Елизаветы Петровны и внучки Евгении Шаховской-Глебовой-Стрешневой – достойны романов. Детей у Евгении и её мужа не было. Богатством они превосходили даже семью императора Николая II. После революции Евгению Фёдоровну арестовали, но модельер Надежда Ламанова спасла её. И закончила свои дни последняя хозяйка усадьбы в Париже…
К слову, основной объём главного дома (белая часть) – с тритонами на парадной лестнице – сохранился от первого Стрешнева. Сменив несколько хозяев после революции, в советское время, а затем и в наше, усадьба разрушалась на глазах. Один из владельцев, «Аэрофлот», пытался превратить памятник архитектуры в Дом приёмов, но сильный пожар нарушил планы. Позже здание выкупила ВШЭ. И лишь недавно, когда дом перешёл в собственность Москвы, появилась надежда, что усадьбу восстановят – и дом, и сад, и оранжереи. Реконструкция будет проводиться по программе «Мой район». И будет в Москве ещё одна точка притяжения – совсем не районного масштаба.
Кстати
В начале 2019-го здесь прошли съёмки фильма Рената Давлетьярова «Лётчик». В главной роли – Пётр Фёдоров…