Примерное время чтения: 5 минут
286

Впечатляющая «цифра». Электронное голосование стало нормой жизни в Москве

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. «Город — это постоянное движение». Почему москвичи проголосовали за Собянина 20/09/2023
Кирилл Каллиников / РИА Новости

Как быстро всё-таки технологии проникают в нашу жизнь! Ещё недавно, чтобы получить справку в госведомстве, нужно было потратить массу времени, сил и нервов. Прийти в рабочее время, отстоять очередь, заполнить от руки кучу бланков... Сейчас всё не так. В Москве правит «цифра».

Торговля, соцзащита, образование, здравоохранение, налогообложение, судопроизводство, культура, наука — всюду проникли высокие технологии, сделав столицу цифровым городом, в котором удобно жить. Более 500 цифровых проектов реализовала Москва в самых разных сферах за последние 5 лет. И каждый делает город комфортнее, ежедневно помогая жителям в самых насущных вопросах. 

Сейчас в мегаполисе над развитием информационных технологий «бьются» свыше 52 тыс. компаний. 

Сотни сервисов для миллиардов задач

Кроме сервисов доставки, множества приложений и чат-ботов, за последние несколько лет в помощь москвичам была разработана и масса «услуговых» цифровых продуктов. И больше не нужно никуда ходить и стоять в очередях, обивать пороги начальников, чтобы, допустим, записать ребёнка в детский сад, принять участие в выборе важного городского проекта или оплатить счета, отправить денежный перевод или даже проголосовать за кандидата на важный государственный пост. Такова новая реальность, к которой москвичи уже привыкли. 

Порталы emias.info, «Московский транспорт» и «Наш город», мобильные приложения «Госуслуги Москвы», «Моя Москва» — это лишь малая часть продуктов, доступных горожанам. А ещё банковские сервисы, курьерские и сервисы обратной связи с властями, благодаря которым можно, например, подать сигнал о невывезенном мусоре или разбитой дороге. Теперь, имея только гаджет, можно записаться к врачу и оформить ребёнка в школу, оплатить ЖКУ и налоги, выбрать для сына или дочери секцию, получить любой официальный документ. Список «электронных возможностей» внушительный. На одном только портале mos.ru, который можно назвать сердцем цифровой экосистемы города, доступны 400 сервисов. Показательная цифра: ежедневно на портале решается более 2 млн самых разных бытовых вопросов, без которых не обходится человеческая жизнь. Общее число обращений уже превысило 3,3 млрд. Это говорит о том, что новая модель взаимодействия человека с мегаполисом, при которой город подстраивается под жителей, работает. 

«Цифровизация столицы находится на высочайшем уровне. Через портал mos.ru можно сделать практически всё что угодно, — говорит депутат Госдумы РФ, председатель “Совета матерей” России Татьяна Буцкая. — Каждый раз, когда появляется что-то новое, удивляешься: “Ничего себе! И так можно было!” Такое развитие говорит о том, что в Москве наперёд думают о человеке».

Будущее в настоящем

А после выборов 10 сентября стало ясно, что и дистанционное электронное голосование (ДЭГ), которое ещё недавно казалось чем-то странным и вызывало критику со стороны недоброжелателей, сегодня для москвичей — норма жизни. Удобная возможность выразить гражданскую позицию самым современным способом. И те же недоброжелатели, поняв, что имеют дело с продуманной, облегчающей жизнь системой, поняли, как были неправы.

«Не могу сказать, что это будущее. Это уже настоящее, — подтверждает председатель Комиссии Мосгордумы по безопасности, спорту и молодёжной политике Кирилл Щитов. — В современном городе жители привыкли получать максимум услуг быстро, не выключая смартфон. И сейчас такая же государственная услуга — возможность принять участие в голосовании».

Словом, сегодня ДЭГ — это даже уже не эксперимент, а привычная данность. Не зря на тех же выборах мэра большинство избирателей проголосовало именно онлайн. А многие из тех, кто пришёл на участок, воспользовались терминалами для электронного голосования. «Мы идём в цифровой век. Особенно новое поколение. Они с детства с гаджетами, — добавляет президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства “Опора России” Александр Калинин. — ДЭГ — это быстро, демократично и очень удобно, ты столько времени экономишь. Я бы поехал на участок, и у меня минимум три часа бы ушло. А тут процесс голосования занял минут пять».

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения 

Мнение эксперта

Социолог, директор по политическому анализу Института социального маркетинга Виктор Потуремский:

— Если говорить про выборную кампанию в целом, то нужно признать: Москва давно стала экспериментальной площадкой для внедрения передовых электоральных технологий, в том числе дистанционного электронного голосования. И нет никаких сомнений в том, что ДЭГ отвечает стилю жизни москвичей, воспринимается ими естественно, как норма. Думаю, московский опыт крайне полезен для совершенствования выборной системы в масштабах уже всей страны.

Ни у кого не было сомнений и в том, что Сергей Собянин сохранит свою позицию. «Как похорошела Москва!» — это уже не просто мем, а устойчивое мнение жителей города. В столице видны существенные изменения, видно, не побоюсь этого слова, стремительно опережающее время развитие. Город меняется, и меняется очень сильно. Развитие Москвы становится некой идеальной картинкой, примером для других городов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах