«Если хочешь привить людям какие-то качества, воспитай их в самой себе и будь примером», — уверена главный врач детской городской поликлиники № 7 Елена Кац. «АиФ» поговорил с ней о том, почему работа главврача не ограничивается только пределами поликлиники.
«Возьмите в руки палочки»
Юлия Борта, «АиФ»: Елена Леонидовна, вы известны не только как врач, но и приверженец здорового образа жизни: проводите зарядки во дворах, занимаетесь скандинавской ходьбой. Считаете, что личный пример врача — стимул для других?
Елена Кац: Личный пример всегда убедительнее слов. В моём окружении немало молодёжи. Когда я только начала ходить с палочками, многие отнеслись скептически. Как-то предложила одному знакомому, который каждый день выходит на пробежку и тщательно считает калории (у него все параметры отображаются в гаджете), тоже заняться ходьбой. Всё же нужно беречь суставы, при беге на них большая нагрузка. Он был очень потрясён, когда прошел тот же километраж, что и бегал, а сжёг в полтора раза больше калорий. При скандинавской ходьбе, если использовать правильную технику, задействовано 95% мышц. Поэтому и эффект больше. Это и самый доступный вид спорта, которым можно заниматься где угодно и в любую погоду. Палочки можно всегда взять с собой за город, в поездку.
— У вас в семье не было врачей: мама — юрист, папа — инженер. Как пришла мысль о медицине?
— Честно скажу: какого-то события, которое бы повернуло всю мою жизнь в сторону медицины, не было. Я к этому шла постепенно. На выбор профессии во многом повлияла мамина подруга. Она была главным врачом детской больницы. Мне нравилось в ней всё — белый халат, её строгий вид, то, как она общается с пациентами. Думаю, что это запало тогда в душу. Помню, как-то сильно заболела моя младшая сестра. Вызвали участкового педиатра. Но он не смог поставить диагноз. Пришли на приём к маминой подруге. Она задала пару вопросов, осмотрела и сразу правильно определила, от чего и как нужно лечить. Меня это очень впечатлило. И сформировало внутреннее ощущение, что я тоже хочу быть такой же.
— Вы как-то сказали, что вам повезло с учителями. Среди них был академик Александр Румянцев, знаменитый на весь мир детский гематолог, президент центра имени Димы Рогачёва. Чему вы научились у известных врачей, какие уроки извлекли из общения с ними?
— Александр Григорьевич — один из самых ярких людей в моей жизни. Человек широчайшего кругозора и огромной работоспособности. Думаю, таким и должен быть настоящий доктор. Мне посчастливилось заниматься у него в ординатуре и аспирантуре. Александр Григорьевич практически с нуля поднял детскую гематологию, создал уникальное учреждение для лечения детей с онкологическими заболеваниями. И, несмотря на заслуги и регалии, он открыт для всех, кто к нему обращается, всегда выслушает и поможет. Именно у него я научилась внимательно слушать пациента. Ведь доверие к врачу — это залог успешного лечения.
Не хуже, чем в Европе
— Совсем недавно после капремонта открылся филиал вашей поликлиники на улице Старый Гай. Там очень красиво. Ощущение, будто ты не в районной поликлинике, а медцентре федерального масштаба. Как удалось добиться такого преображения?
— Я вместе со своими коллегами главврачами вхожу в состав рабочей группы, которая принимает участие в разработке дизайна, оснащения медучреждений столицы. Впервые в истории московского здравоохранения профессиональное сообщество было вовлечено в обсуждение, каким мы хотим увидеть современные поликлиники, начиная от материалов и цвета стен, оформления, заканчивая оборудованием и мебелью. При этом мы ориентировались на наиболее частые запросы наших пациентов. В итоге получилось такое медучреждение XXI века, на уровне лучших клиник страны, да и мира, думаю. Жители района тоже оценили и одобрили преобразования: по итогам голосования в районных соцсетях они признали обновленную поликлинику самым значимым событием 2020 года.
— Сегодня, говоря с врачом, невозможно не коснуться темы пандемии. Вы ведёте разъяснительную работу о необходимости вакцинации и тут тоже действовали личным примером — сделали прививку одной из первых. Но остаются еще люди, которые сомневаются, и даже те, кто против прививок. Что вы могли бы им сказать, будь возможность обратиться ко всем сразу?
— Я понимаю позицию людей. Мы все впервые столкнулись с подобной ситуацией, когда вакцину пришлось разрабатывать срочно. Но вакцина уже доказала больше чем за полгода свою эффективность и безопасность. Когда я общаюсь с жителями на эту тему, то всегда привожу в пример себя и своих коллег. Мы сделали прививку в октябре. У одного доктора зимой заболела вся семья — родители, муж, дети, а она — нет. Похожая история у другого нашего врача. Заболели муж с ребёнком и родители в январские праздники. Она ухаживала за всеми, но не заболела. Я уверена, что это результат вакцинации.
— Вы очень занятой человек, руководитель огромного медучреждения. Однако находите время встречаться со школьниками, вести занятия в профильных медклассах. Зачем это вам? Выбираете талантливую молодёжь с прицелом на дальнейшую работу в поликлинике?
— Хорошо, что такая возможность у нас появилась. Профориентация в школе позволяет познакомить учеников с будущей профессией. Чтобы стать хорошим врачом, человек должен обладать определёнными качествами. Миссия доктора накладывает обязательства. Мало просто получить образование. А учиться, к слову, нужно дольше, чем большинству профессий. Это 6 лет университета, дальше ординатура и постоянное самообучение в течение всей жизни. Но важны еще и самоотдача, высокая ответственность, сопереживание. Нужно понимать, что в медицине нет такого понятия, как нормированный рабочий день, тебя могут вызвать к пациенту в любой момент. Это очень большая эмоциональная нагрузка, а цена ошибки — человеческая жизнь. Не каждый способен справиться с такой ответственностью. Некоторые идут в медвуз, потому что это престижно. Но не все остаются работать врачами: у кого-то не оправдались ожидания, кто-то не способен вынести нагрузку, кто-то, осознав, что ошибся с выбором, ищет другой путь. Чтобы в профессию не попадали случайные люди, обязательно нужно разговаривать со школьниками, помогая им сделать правильный выбор.
Что касается подбора сотрудников, есть прекрасная программа «Школа профессионального роста», когда в поликлинику приходят студенты последних курсов на практику. Те, кто уже определился с выбором. Как правило, эти ребята к нам потом и возвращаются на работу. Думаю, что их мотивирует к этому атмосфера, которую мы создали в поликлинике. А уроки профориентации — работа на будущее, важно думать и о том, что будет с нашей страной и нашей медициной через десятилетия.