В конце прошлого года были объявлены результаты международного исследования PISA-2018, которое показало снижение уровня математической грамотности у российских школьников. Да и на ОГЭ – экзамене в девятых классах – школьники во многих регионах испытывают трудности при решении практико-ориентированных задач.
Почему на этом фоне московские старшеклассники демонстрируют высокие знания «царицы наук» и умеют их применять, а также как победить математическую неграмотность, «АиФ» рассказал директор столичного Центра педагогического мастерства Иван Ященко, на протяжении десяти лет возглавляющий федеральную группу разработчиков ЕГЭ по математике.
«Мы себя не успокаиваем»
Игорь Цветков, «АиФ»: Иван Валериевич, чем, на ваш взгляд, объясняется снижение уровня математической грамотности в стране? Не пора ли бить тревогу?
Иван Ященко: Результаты международного исследования PISA-2018, которое проводится по нескольким направлениям: читательской, математической и естественно-научной грамотности, действительно показали некоторое снижение уровня знаний у российских школьников. Например, балл по математической грамотности упал с 494 до 488. Отмечу, что в этом исследовании участвуют 15-летние школьники из разных стран, то есть наши 9-классники. При этом основной акцент делается не просто на решении задач, а на умении применять полученные в школе знания на практике. Многое из того, чем сильно наше математическое образование, в исследование не входит. Поэтому по нему нельзя судить о качестве математического образования в целом. Но это вовсе не значит, что мы пытаемся сами себя успокоить.
– В отличие от общероссийских, московские школьники заметно улучшили свои результаты по математике. Это случайность или закономерность?
– Скажу, что это ожидаемый результат тех изменений, которые происходят в столичном образовании в последние годы. Итоги PISA-2018 показали, что московские школьники повысили уровень читательской грамотности и входят в тройку лучших в мире, по математической – в пятёрку, а по уровню естественно-научной грамотности – в шестёрку.
Дело ещё и в том, что в этот раз тестирование PISA проходило в электронном формате. Его результаты показывают, что московские школьники отлично владеют современными технологиями и умеют получать знания с их помощью. А вот учащиеся из других регионов в этом «провисли». Такие навыки у юных жителей столицы есть благодаря «Московской электронной школе» и огромным цифровым возможностям – ИТ-полигонам, высокоскоростному интернету, новейшим компьютерам и интерактивным панелям, которые появились в школах.
Кстати, московские школьники ещё и в мировых лидерах по компьютерной грамотности. Они заняли второе место в международном исследовании компьютерной и информационной грамотности ICILS-2018.
– А как сдают ОГЭ московские школьники?
– Формальное сравнение результатов ОГЭ не проводится, да и оно имеет мало смысла, ведь экзамен отдан на откуп регионам. И они предпочитают сосредотачиваться на строгости ЕГЭ, который контролирует Рособрнадзор. А Москва проводит ОГЭ не менее строго. Плюс во многих регионах не хватает хороших учителей-математиков, и, чтобы избежать провалов на ЕГЭ, лучших преподавателей направили в выпускные классы, тем самым снизив качество преподавания в 7–9-х классах. В Москве же ситуация кардинально другая. Наша система образования работает на высокие результаты в интересах каждого школьника, каждой семьи на всех уровнях образования. И в Москве не «выдавливают» в колледжи после 9-го класса тех, кто хуже учится, а, наоборот, ребята конкурируют за места в хороших колледжах, куда не попадёшь с плохой подготовкой.
Без математики никуда
– Не секрет, что регионы заточены на то, чтобы показать высокий результат на ЕГЭ, при этом школьники других возрастов зачастую выпадают из этой системы подготовки. Москва выбрала другой путь?
– Сегодня вся столичная система образования нацелена на то, чтобы каждый школьник независимо от возраста и места проживания в Москве мог реализовать свои возможности и стать успешным. То есть качественное образование город одинаково обеспечивает и для начальной школы, и для основной, и для старшеклассников. Например, в школах на выбор учащихся есть различные профили – медицинский, инженерный, академический, кадетский, ИТ. В этих предпрофессиональных классах наряду с учителями уроки ведут преподаватели топовых вузов. Более половины школ уже вошли в проект «Математическая вертикаль», целью которого является предпрофильная подготовка в математике и смежных областях. Причём наши школы готовят не математиков-теоретиков, а физиков, химиков, айтишников, которым без математики никуда. А чтобы ребятам было интереснее учиться, все школы оснастили высокоскоростным интернетом, новейшим оборудованием и компьютерной техникой.
Нельзя не отметить, что московские школьники неизменно показывают высокие результаты на Всероссийской и Международной олимпиадах по математике. В 2019 году наши ребята завоевали два «золота» и два «серебра» на Международной математической олимпиаде в Великобритании. А в этом году мировые состязания математиков пройдут в Санкт-Петербурге.
Вообще, за последние десять лет результаты московских школьников на международных олимпиадах резко выросли. Если ранее победы были единичными, то сейчас это уже стало системой. Московские школьники составляют костяк национальной сборной и вносят существенный вклад в успехи страны. Только в 2019 году две трети золотых медалей России на международных олимпиадах завоевали юные жители столицы.
– Вы – один из разработчиков ЕГЭ по математике. Результаты прошлогодних экзаменов вас огорчили или порадовали?
– Когда ЕГЭ разделили на базовый и профильный, мы опасались, что результаты станут хуже. А на деле оказалось совсем иначе. Выросло количество ребят, которые выбрали профильный экзамен и сдали его на хороший уровень. Порядка 25 тысяч выпускников набрали 80 баллов и выше на ЕГЭ, что позволило поступить им в ведущие вузы страны.
Выросло число ребят, которые набрали 65 баллов и стали первокурсниками инженерных вузов. Стало меньше выпускников с низкими результатами на ЕГЭ. На этом фоне очень хорошо смотрятся москвичи. Ведь большинство высокобалльников из регионов стремятся поступить в московские вузы, и без высоких результатов столичные школьники просто не смогут с ними конкурировать. Неслучайно, если ещё пять лет назад хорошим результатом считалось 220 баллов по трём предметам на ЕГЭ, то сейчас массовым стало уже 250 баллов.
Нас реально радует то, что дети наконец-то поняли, что надо стараться на экзамене доводить задачу до конца. В итоге стало намного меньше «промежуточных баллов», что свидетельствует о повышении уровня математической подготовки.