Пудель Лядо композитора Арама Хачатуряна, маленькая собачка Нотка его коллеги Серафима Туликова, кот Фуга дирижера Николая Голованова... В филиале Национального музея музыки — музее П. И. Чайковского в Москве открылась выставка «Кто в доме хозяин?» — о домашних питомцах артистов, музыкантов, композиторов. На вернисаже побывала журналист aif.ru.
В небольшом зале на первом этаже музея — редкие фотографии, рисунки, «ожившие» с помощью ИИ портреты животных (повезло собакам Антонины Неждановой, Федора Шаляпина и Сергея Рахманинова), загадки-окошки для маленьких зрителей, рукописные нотные записи, электронный фотоальбом, который листается автоматически... Музей сегодня — это не только архивные документы, но и современные методы привлечения посетителей. С необычными экспонатами московскому музею Чайковского помогли Петербургский музей театрального и музыкального искусства, мемориальный музей-заповедник Чайковского, центральный театральный музей им. Бахрушина.
В сенях цокала белка Бобочка
«Другой кот вспрыгнул Александру Порфирьевичу на шею, и, разлегшись на ней, немилосердно ее греет. „Послушайте, милостивый государь, это уже из рук вон!“, — говорит Бородин, но не шевелится, и кот благоденствует у него на шее», — так писал Николай Римский-Корсаков, у которого жили и коты, и собаки. С ранних лет обожавший животных, Николай Алексеевич и детям своим привил любовь к братьям нашим меньшим. Когда сыновья увлеклись охотой, в доме появился первый щенок Рекс — умный английский пойнтер, поддававшийся дрессировке. Но, кроме него-то, в поместьях композитора обитали и лошади, и даже ослица Манька, которая могла убежать со двора, — ищи-свищи ее потом. В сенях цокала по деревянному полу белка Бобочка, которую угощали орешками да булочками. А в птичнике жили цыплята, индюшата, гуси.
Игорь Стравинский пригрел в своем доме сибирских котов Василия и Панчо, а также кошечку Челесту. Такое имя, говорят, она получила потому, что ходила по клавишам верхнего регистра, которые звучали, как колокольчики. Между прочим, в «Кошачьих колыбельных» для меццо-сопрано, трех кларнетов и фортепиано Стравинского голосами кошек стали кларнеты.
С помощью их низких звуков изобразил походку своего кота в симфонической сказке «Петя и волк» коллега Стравинского Сергей Прокофьев.
Кошки и кларнеты неразделимы
Любимые кошки византийской породы и кларнеты были неразделимы в жизни Дмитрия Шостаковича. Во многих соло кларнета слышны кошачьи голоса. В отличие от Прокофьева, у Дмитрия Дмитриевича они высокие. Был у него и эрдельтерьер Томка. Но, по слухам, кошек композитор любил, а собак — терпел.
С кошачьей колыбельной начинается фортепианный «Альбом пьес для детей и юношества» Сергея Слонимского, тоже кошатника. И у него от кларнетовских соло возникает ощущение, что где-то под стульями музыкантов спряталась пара пушистиков.
Федор Шаляпин даже подставки под столовые приборы (порт-куто) приобрел в виде кошек и собак. Живые же псы у него всегда были породы французский бульдог. И каждого он называл Булькой. Собаки приносили певцу мягкие домашние туфли, газеты, ходили на задних лапах, искали мяч, «падали в обморок», «умирали» и «воскресали»... «Этот каналья Булька... очень любит кушать лепестки от роз. Вот мы ему и даем их — кушай себе на здоровье!», — писал Федор Иванович. Кстати, Борис Кустодиев изобразил артиста с бульдогом, которого тот купил дочери.
А на выставке можно увидеть рисунок, сделанный Шаляпиным и адресованный сыну Боре: «Вот тебе Булька кланяется».
Спасители кошек и собак
Сергей Рахманинов так любил черного леонбергера Левко, что старался не отпускать его от себя, ревновал к гостям, которые хотели поиграть с миролюбивым псом. Даже в поездки по окрестностям Сергей Васильевич непременно брал с собой Левко.
Множество бездомных кошек спас Александр Бородин. Некоторых забирали его друзья или коллеги по медицинской академии, химической лаборатории (в том числе Менделеев) или музыкальному обществу — несколько усатых пушистиков попали к Кюи и Балакиреву.
Из современных музыкантов Юрий Антонов известен тем, что подбирает котов. Когда-то он работал в подвальной студии на Маросейке, и в открытые окна к нему стали наведываться бездомные кошки. Подкармливая их каждый день, музыкант влюбился в животных. И, когда переехал жить за город, завел целое хозяйство — кошек, собак, петуха, поросенка...
Николай Сидельников как-то принес домой семерых брошенных щенков. И всех выкормил из соски. Четверых ему потом помог пристроить основатель Театра Кукол Сергей Образцов, а трое — Боб, Булл и Бокс — остались в семье композитора.
А вот у великого нашего Петра Чайковского своих питомцев не было. Что не помешало ему в балете «Спящая красавица» придумать па-де-де для Кота в сапогах и белой кошечки. Правда, «мяукает» у него не кларнет, а гобой.
Николай Цискаридзе и Галина Уланова не музыканты, но без музыки не было бы балета, которому они посвятили жизнь.
Так что и их фотографии с домашними питомцами — в экспозиции «Кто в доме хозяин?» Николай обожает кошку Габриэллу и кота Габриэля породы Невская маскарадная. А у Галины Сергеевны 17 лет жил пудель Большик (в честь Большого театра, конечно), которого ей подарила поклонница из Великобритании.
В списке любителей домашних животных также — Мстислав Ростропович с ньюфаундлендом Кузей.
Тихон Хренников с котом Атосом. Игорь Ойстрах с немецкой овчаркой Тарзаном. Андрей Петров с пуделем Ричи.
У Алексея Рыбникова — три собаки — Джина, Чико и Марта.
У кошатников Владимира Мартынова и Татьяны Гринденко — Хрюня, Пушок и Рыжуня...
Выставка «Кто в доме хозяин?» в Музее П. И. Чайковского открыта до 12 апреля 2026 г.







