Разгрузить потоки
Новая линия должна связать районы центральной и юго-западной частей столицы с развивающимися ныне территориями Новомосковского и Троицкого округов. Она нужна, чтобы перераспределить потоки Калужско-Рижской и Сокольнической линий. В зоне влияния проектируемых станций в Коммунарке уже сейчас проживают 50 тыс. человек, и развитие территорий продолжается.
По оценкам, здесь будет 500 тыс. жителей. Существующая сеть метро просто не справится с такими нагрузками, и через несколько лет войти в вагон на станциях «Университет» и «Академическая» будет весьма непросто.
Но страсти накаляются не по поводу всей Коммунарской линии, а только её конкретного участка в 7,3 км – от уже строящейся сейчас станции БКЛ «Улица Новаторов» до нынешней станции МЦК «Крымская».
Специалисты Института Генплана Москвы и «Мосинжпроекта», которые и занимаются проектированием, взяли за основу такой её маршрут: сначала вдоль Ленинского пр., затем вдоль улицы Дмитрия Ульянова, а потом вдоль Большой Черёмушкинской.
Проект ещё разрабатывается, но уже известно, что на этом участке планируются три станции: «Улица Строителей» (на Ленинском пр., севернее примыкания к нему ул. Строителей и Панфёрова), «Академическая» (пересадочная, с одноимённой станцией Калужско-Рижской ветки) и «Севастопольский проспект» (пересадочная, со станцией «Крымская» МЦК).
Без неудобств
«Стараемся разместить линию преимущественно в створе существующих транспортных коридоров, – поясняет начальник мастерской развития пассажирского транспорта Института Генплана Москвы Ольга Панкина. – Однако необходимость в обеспечении нормативных планировочных параметров трассы (в том числе нормативных радиусов поворота тоннелей) обусловила частичную прокладку линии под территориями кварталов со сложившейся жилой и общественной застройкой».
Для того чтобы застройка не пострадала, этот участок на перегонах проектируется глубоким заложением – 30 м и более. Это примерно высота 12-этажки. В таком случае, по словам зам генерального директора по строительству объектов метрополитена «Мосинжпроекта» Валерия Кивлюка, влияние метро на поверхности не ощущается.
Кстати, жители многих районов с плотной застройкой, где проходит метро, не испытывают каких-либо неудобств, а именно на такой глубине построено большинство действующих линий. Хотя есть и линии значительно менее глубокие. К тому же при строительстве будут применять современные виброгасящие конструкции, которые позволяют исключить шум и вибрацию от метро.
«Планируемое строительство осуществляется с учётом плотной застройки и с минимальным прохождением под жилыми домами, а также исключает ненормативную просадку зданий, – заверяет зам генерального директора по проектированию «Мосинжпроекта» Рустам Черкесов. – После учёта всех замечаний от специалистов проект будет направлен на публичные слушания для рассмотрения его жителями».
Программа «Мой район» предполагает хорошую транспортную доступность во всех районах Москвы. В пешеходной доступности от новых станций живут 200 тыс. и работают 65 тыс. человек. По оценкам проектировщиков, строительство участка улучшит транспортную ситуацию в Ломоносовском, Гагаринском, Академическом районах и Котловке. Соответственно уменьшится и загрузка дорог на юго-западе Москвы – на 15–20%.
Комментарий
Научный руководитель НИЦ Тоннельной ассоциации России Валерий Меркин:
– Строительство новых станций Коммунарской линии полностью безопасно. На объектах проведено разведочное бурение, изучена геологическая структура строительного пятна, определены свойства грунтов и подземных водных горизонтов, дана оценка инженерно-геологических условий.
При выполнении мероприятий, предусмотренных проектом, минимизируется влияние проходки тоннелей и разработки котлованов на наземные сооружения. Можно с уверенностью говорить о том, что жители ближайших домов не почувствуют неудобств, связанных с прокладкой тоннелей.