Мэр Собянин на прошлой неделе оценил, как ведётся реставрация памятников архитектуры в городе.
Музейные редкости
«Три вокзала – крупнейший транспортно-пересадочный узел не только Москвы, но и всей России, – напомнил Сергей Собянин. – Исторически это пространство использовалось сугубо утилитарно – как транзитная зона для миллионов пассажиров и место расположения гаражей, депо и т. п. Но мы решили посмотреть на эту территорию иначе».
Историческое здание гаража грузовых машин на ул. Новорязанской вскоре станет Московским музеем транспорта. Гараж для грузовых машин был построен в 1931 г. по проекту архитектора Константина Мельникова и инженера Владимира Шухова, авторов другого памятника советского авангарда – Бахметьевского гаража на ул. Образцова. С 1948 г. и до наших дней на Новорязанской располагался автобусный парк. После ликвидации автопарка памятник архитектуры начали реставрировать. Проект предусматривает возвращение исторического облика гаража. Поздние хозяйственные постройки и пристройки, искажающие оригинальный образ памятника архитектуры, разберут.
В Музее транспорта будет несколько этажей. На глубине 7,5 м откроется экспозиция о создании, современном развитии и перспективах Московского метрополитена. Этажом выше представят трамваи, троллейбусы, электробус, городскую спецтехнику, гужевой и мототранспорт, макеты ретротехники и т. д. Как в хорошем музее, в коллекцию войдут редкости: в частности единственная воссозданная на подлинной ходовой части конка 1872 г. и полуторка ГАЗ-АА, которая участвовала в боевых действиях под Истрой во время Великой Отечественной войны. Ряд экспонатов ценители найдут только здесь, их нет в других транспортных музеях и общедоступных частных коллекциях.
Также посетителям с помощью современных музейных технологий покажут, как возникли в Москве кольцевое движение, магистрали, хорды, эстакады. Для юных посетителей разработают специальный интерактивный маршрут. На территории музея разместят павильон профориентации и занятий по азам транспортного машиностроения. Ожидается, что бывший гараж привлечёт свыше 500 тыс. посетителей в год.
Расположенный рядом бывший Рязанский трамвайный парк, построенный в начале XX в., превратится в гастрономический квартал «Депо-2». Огромная популярность «Депо» на Лесной ул. оказалась стимулом повторить успех. В шести корпусах обустроят фудмолл, предприятия торговли, кинопаркинг и места под гастрономические проекты. Реставрацию зданий парка предполагается завершить уже в этом году.
Третьяковка на ВДНХ
У реставраторов в планах на этот год – работы на 500 столичных объектах. Некоторые закончены. Например, павильону «Центральный» на ВДНХ мастера вернули первоначальный вид и восстановили интерьеры внутри. Там разместится экспозиция Третьяковской галереи. Первая выставка – нынешней осенью.
После реставрации приспособят под гостиницу особняк на Земляном Валу, 56, стр. 3. Фасадам памятника архитектуры XIX в. вернули частично утраченный лепной декор. По архивным материалам воссоздали скульптуры и архитектурный орнамент. Также специалистам удалось раскрыть мозаичный пол в холле первого этажа.
Шаг за шагом восстанавливают и усадьбу Измалково в Новой Москве – родовое гнездо дворян Самариных. Памятник деревянного зодчества пребывал в плачевном состоянии. Но уже реконструированы два флигеля, кладовая и кухни. В главном доме усадьбы усилили фундаменты, перебрали деревянный сруб, обновили кровлю, установили окна и двери. Продолжается работа внутри и в приусадебном парке.