5 ноября в Центральном доме предпринимателя состоялись публичные слушания по проекту бюджета Москвы на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов. На прошлой неделе — 30 октября — депутаты Мосгордумы приняли документ в первом чтении. Поправки в бюджет принимаются до 7 ноября, и публичные слушания — один из способов их предложить.
Зачем заседаем?
Цель слушаний — обеспечить общественный контроль при рассмотрении и обсуждении проекта бюджета. Иными словами, эта процедура обеспечивает максимальную открытость принятия документа и, конечно, общественную дискуссию. Предварительно зарегистрировавшись, прийти на слушания могли буквально все. Москвичи, члены Общественной палаты столицы, представители органов государственной власти и общественных объединений, других государственных и коммерческих организаций — всех, кому небезразлична жизнь города, пригласили поучаствовать в обсуждении городского бюджета.
Заседание вёл председатель столичной Общественной палаты Константин Ремчуков. «Сегодня на участие в мероприятии на данный момент зарегистрировались более 1100 человек», — сказал он, открывая слушания.
«Мы готовы услышать все вопросы, все предложения, какими бы радикальными они ни казались кому-то на первый взгляд. Всё будет оформлено в протокол, всё будет внесено», — отметил Константин Ремчуков.
Демократическая процедура публичных слушаний вполне оправдала себя, ибо представители департаментов, отвечавшие на вопросы москвичей, услышали много комментариев и дополнений.
Люди приходили целыми «компаниями по интересам», чтобы задать сразу несколько вопросов по волнующей их теме. Мест в зале на всех не хватило, и в холле организовали прямую видеотрансляцию.
О масштабах столицы
Едва ли на слушаниях оказались те, кто не знаком с проектом бюджета. Однако в докладе министра финансов прозвучали основные его положения: источники доходов и статьи расходов, долевое распределение расходов между разными отраслями и государственными программами. В частности, Елена Зяббарова детализировала источники формирования московского бюджета.
«Сегодня очень часто можно слышать высказывания, что доходы Москвы необоснованно велики. Некоторые даже говорят, что благодаря столичному статусу в Москве сконцентрированы ресурсы других регионов, других региональных бюджетов, поскольку здесь зарегистрированы крупные холдинговые и финансовые компании», — сказала Зяббарова.
Доля Москвы в совокупном валовом региональном продукте (ВРП) регионов составляет 21%. Это при том, что официальная статистика не учитывает весомый для экономики Москвы финансовый сектор. С его учётом доля столицы в совокупном ВРП регионов составляет 24%. Доля налоговых доходов Москвы в совокупных налоговых доходах регионов составляет 21%. «Таким образом, доля бюджета Москвы в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации соразмерна масштабу московской экономики и той добавленной стоимости, которая создаётся на территории нашего города», — подчеркнула министр финансов.
Ещё одна составляющая бюджета — налоги компаний, которые расположены в нескольких регионах России. По словам министра, такие компании уплачивают в столичный бюджет налог на прибыль исходя из доли задействованных в Москве трудовых ресурсов и стоимости основных производственных фондов, расположенных в Москве.
От парковок до путёвок
В зале присутствовали все ответственные исполнители государственных программ, на которые, согласно проекту бюджета, направят 92,5% всех расходов. Они и отвечали на вопросы москвичей.
Первый вопрос был по реновации — теме, которая волнует миллионы жителей столицы.
Заместитель руководителя Департамента градостроительной политики Москвы Андрей Валуй, отвечая на вопрос о реновации, отметил, что утверждённые стартовые площадки были внесены в том числе и по предложениям жителей. Площадки, которые включены в состав границ проектов планировки, жители обсуждают на публичных слушаниях по реновации, высказывают свои замечания и предложения, которые проходят дальнейшую экспертную оценку. Средства на реализацию программы в проекте бюджета заложены. «Если есть конкретные замечания и предложения жителей, мы готовы их рассматривать», — заключил Андрей Валуй.
Собравшиеся задавали вопросы по самому широкому спектру тем: установке камер видеонаблюдения, благоустройству территорий, платным парковкам, поступлениям от НДФЛ в муниципальные бюджеты, льготным путёвкам для детей с ограниченными возможностями, мусорной реформе, развитию транспортной системы, экологическим вопросам, тарифам за содержание и ремонт жилья, строительству метро, программе освещённости, количеству закупаемых автобусов.
Москвичам не всё равно
Публичные слушания впервые за много лет приобрели форму масштабной общественной дискуссии — эмоциональной, иногда острой, полемичной. Каждый москвич, представитель любой политической силы или общественного объединения — у всех появилась возможность высказаться. По регламенту каждый участник слушаний мог задать один вопрос по бюджету и выступить с заявлением.
«Я поражён очень высокой политической культурой участников, — сказал в завершение слушаний Константин Ремчуков. — Запрос на публичные слушания, на детальные обсуждения, подтверждён качествами москвичей. Будем продолжать работу над улучшением бюджета в интересах москвичей».
До 18 часов 6 ноября в электронном виде будут приниматься пожелания и предложения для внесения в протокол. Итоговый протокол направят мэру Москвы и в городской парламент. Также документ опубликуют на официальном сайте Общественной палаты Москвы.