Примерное время чтения: 12 минут
557

Поставки напрямую. Соглашение правительства Камчатки и крупных сетей

Сюжет Петербургский международный экономический форум-2023
Владимир Солодов.
Владимир Солодов. / Алексей Филиппов / Фотохост-агентство / РИА Новости

В рамках ПМЭФ было заключено соглашение между правительством Камчатского края и крупными сетями о прямых поставках рыбной продукции. В этом году будут доставлены в центральные регионы 3 тысячи тонн минтая и горбуши. 

Губернатор Камчатского края Владимир Солодов рассказал о прогнозах лова на этот год, о привлечении туристов и об обеспечении их безопасности.

Рыбаки к путине готовы

Глава региона отметил, что рыбопромышленники готовы к путине на 100%. 

«Первое, что хочу сказать, что мы, рыбаки, люди суеверные, дай бог, чтоб прогноз оправдался, но итоги будем подводить уже, когда путина состоится, потому что ведь всего меньше 2 недель мы рыбачим, пока все идет благополучно. Могу сказать, что сами рыбопромышленники готовы на 100% к путине, а то, что она сильно отличается от года к году, — это закономерность, известная давно. Подход рыбы лососевой нестабилен и зависит от побережья к побережью, от года к году, поэтому это нормально. И прогноз на самом деле меньше, чем улов 2021 года, но больше, чем улов 2022 года в несколько раз. Поэтому надеемся на хороший улов, и могу твердо сказать, что вне зависимости от улова потребности страны мы обеспечим на 100%, страну накормим», — сказал губернатор.

Также он рассказал, что на ПМЭФ было подписано соглашение между правительством региона и крупными сетями о прямых поставках продукции в магазины. 

«Проблемы есть всегда, без проблем не бывает, и каждая путина уникальная. Но готовность оцениваю как высокую. Основная сложность, конечно, это вопросы санкций, связанные с поставкой промышленного оборудования, запчастей, удорожание топливной составляющей, сложности со сбытом, которые возникают. Но нерешаемых вопросов нет. А из задач, которые я ставлю, — это увеличить поставки нашей рыбы на российский рынок. И связано это не только с тем, чтобы гарантировать более стабильный сбыт для наших рыбаков, но и с тем, чтобы решить государственную задачу — обеспечение жителей России качественным, полезным, здоровым продуктом питания — нашей рыбой дикой. Я не скрою: везде, где я приезжал, первый вопрос, который задает губернатор или представители региона, а почему у нас нет такой вкусной рыбы, как у вас? И для этого мы как раз на ПМЭФ подписали соглашение о проведении эксперимента. Прямые поставки будут обеспечены от рыбопромышленников прямо из моря до прилавка. Крупнейшие сети — Глобус, Вкусвилл, Лента — мы договорились сейчас, в этом году мы вручную соберем ее с минимальной наценкой и с обеспечением качества. Здесь важна не только и не столько цена, важно обеспечить гарантии качества продукта и соблюдение холодовой цепи, т. е. условий хранения рыбы», — рассказал Солодов.

Он отметил, что в первую очередь 3 тысячи тонн социальной рыбы — минтая и горбуши — в этом году будут доставлены в центральные регионы. 

«Если все получится, а я в этом не сомневаюсь, мы уже будем переводить на системное русло такие прямые поставки, минуя посредников, лишние звенья, чтобы ту рыбу, которая у нас есть, дать жителям России», — подчеркнул он.

Ограничения лова

Губернатор подчеркнул, что ограничения лова скажутся отрицательно только на браконьерах, потому что на самом деле для промышленных предприятий давно уже вылов на Авачинской акватории не является существенным. 

«Другое дело, что это реки, максимально приближенные к городу, и, конечно, это излюбленное место и для рыбаков-любителей, которые не могут доехать никуда, и для коренных малочисленных народов. Реки находятся в состоянии деградации, поэтому мы довольно серьезные меры по ограничению ввели. Но, видимо, позитивные результаты уже заметны буквально за 2 года. И с точки зрения промышленных компаний полное понимание есть, это не отразится существенно на объеме, который они недоловят именно в этой акватории, никак серьезно не повлияет. А вот с незаконным уловом мы последовательно и бескомпромиссно будем проводить и в дальнейшем борьбу. Это и ограничения лова на пригородских реках, это и ограничения вывоза икры непромышленной маркировки через аэропорт не более 10 кг в личном багаже пассажиров», — рассказал он.

Это сквозной контроль с точки зрения правоохранительных органов, это ужесточение ответственности — например, за перевозку незаконно добытых водных биоресурсов. Сейчас она символическая и не является достаточно негативным стимулом для тех, кто такой перевозкой занимается.

Чем отличается маркированная икра от немаркированной

Губернатор подчеркнул, что, конечно, маркированная и немаркированная икра отличается. Но более точно сказать: отличается качественная икра от менее качественной. Можно найти маркированную в заводской упаковке, которая будет по качеству превосходить ту, которая продается немаркированной. Немаркированная может быть хорошей, очень качественной, когда действительно это свежайший продукт, правильно замороженный, изготовленный. А может быть вредный продукт, опасный для здоровья. Потому что никто не контролирует, как это происходит, в каком засоле делается приготовление, как дальше транспортируется. Никто не знает, была она переморожена или не была. 

«И это кот в мешке, которого мы покупаем, не зная. И мы иногда пробуем, но на вкус не всегда можно отличить. Поэтому основное, что стабильность качества выше заводской упаковки. А дальше в заводской упаковке есть хорошее и плохое сырье, в незаводской упаковке можно найти хорошую и плохую икру. Дело не в этом. Достоверных данных, сколько именно туристы перевозят, у нас нет. Но у нас есть данные, что под видом икры для личного производства у нас вывозилось 850 тонн — это только официально подтвержденные за год. У нас есть данные, что средний багаж пассажира на Камчатке в 1,5 раза больше, чем по стране в целом. Потому что везлось огромное количество икры под видом икры для собственного потребления. У нас есть данные, что максимальная партия, сданная как личный багаж, превышала 2 тонны. Т. е. я приехал в аэропорт, сдаю 2 тонны багажа икры и говорю: меня не интересуют ваши вопросы о происхождении, я сам ее скушаю, 2 тонны икры. Но мы понимаем, что это никакое не личное потребление, никакой не туризм. Это реально была налаженная схема сбыта браконьерской икры, которую мы закрыли», — пояснил глава региона.

Он также подчеркнул, что возможность на локальном рынке приобрести кустарную продукцию — это правильно и хорошо. «Возможность ее дальше в промышленном масштабе перевозить — спорное решение, и, мне кажется, оно вредное. А вот дать возможность именно выращенную морковку на огороде сбыть, яблоко, засоленные грибы и собственного приготовления икру — это правильно, и не нужно с этим бороться, нужно просто соблюдать санитарные требования, на рынке в т. ч., и препятствовать тому, чтобы это превращалось в промышленный поток, который уже создает риски системы», — считает губернатор.

По его мнению, рыбная отрасль — это ключевая отрасль для экономики региона, она дает львиную долю валового регионального продукта, в промышленности она составляет 90%. По рабочим местам есть проблемы, связанные с тем, что большое количество рабочих мест имеет вахтовый характер. 

«У нас в сезон примерно 12-15 тысяч человек приезжают на вахту. Общая численность — около 20 тысяч человек работают в этой сфере. И это одна из задач, которые мы будем решать, — увеличивать количество местного населения, занятого в производстве, в рыбной промышленности. Но главный эффект от рыбной промышленности — это, конечно, налоговая отдача. Потому что это системный бизнес, крупный, достаточно маржинальный. Хотя сейчас сложности с поставками, и все становится не так радужно. Тем не менее мы работаем на то, чтобы отдача для экономики была повышенной. Я поддерживаю принятые решения о том, что существенно повышены сборы за водные биоресурсы, примерно в 10 раз они повысились. Это даст существенные дополнительные доходы в бюджет Камчатского края, я считаю, что это назревшее решение», — считает он.

Рыбная промышленность становится более социально ответственной. Есть изменения в сторону готовности вкладывать в территорию. Есть очень серьезные инвестиции, вложенные в модернизацию самих производств. Это действительно высококачественная глубокая переработка. «У нас каждый новый завод 100% переработки обеспечивает. Рыбные отходы вообще не существуют уже по природе в промышленном производстве. В браконьерстве есть. А вот когда рыба попала на завод, она на 100% перерабатывается. Потому что из 1 кг рыбных отходов за счет муки и жира можно произвести 30-35 рублей добавленной стоимости. Это 1 кг отходов. Но никто не будет это выбрасывать на свалку. Это стандарт уже для всех производств», — подчеркнул Солодов.

Рыбный край

Губернатор подчеркнул, что нет задачи привезти на Камчатку огромное количество людей. Камчатка останется нишевым местом, там никогда не будет такого туризма, как в Москве, СПб или на курортах Краснодарского края. 

«Оно и не нужно. Другое дело, что нам нужно делать Камчатку доступной, и в этом тоже нет противоречий. Нужно, чтобы каждый житель России имел возможность приехать на Камчатку, чтобы каждый житель Камчатки побывал на наших природных достопримечательностях. А это совсем недавно не было распространено. И еще много предстоит сделать в этом направлении. Поэтому я для себя не ставлю задачу в количестве туристов, которых нужно привезти, хотя мы, конечно, считаем», — рассказал он. 

В прошлом году приехало около 320 тысяч человек, отмечается постоянный рост. 

По мнению губернатора, важно, какой эффект туризм дает для Камчатки, сколько рабочих мест создается легально. А здесь предстоит достаточно большая работа. Сейчас 5-6 тысяч рабочих мест есть в этой сфере, а надо как минимум до 10 тысяч довести. 

«Сколько средний чек туриста, насколько местный и локальный бизнес вовлечен в туристические продукты, сколько составляет длительность одного туристического путешествия, насколько мы загружаем низкий туристический сезон. Вот это главные показатели, которые для меня важны. И мы на них ориентируемся, а здесь опять же, если говорить про приоритеты, основной — это расшивка узких мест», — считает он.

Сейчас спрос на туризм на Камчатку превышает предложение в пиковый сезон многократно. «Хочу сказать спасибо Правительству РФ, программа поддержки перелетов дает свой эффект. Раньше это было бутылочное горлышко, сейчас 3 рейса в день “Аэрофлот” ставит в высокий сезон, нормальная цена по плоским тарифам — 27 тысяч рублей туда-обратно — дает возможность прилететь беспроблемно на Камчатку», — поблагодарил губернатор. 

При этом он выделил основную проблему: это размещение. 

«Привлекаем инвестиции в строительство новых гостиниц, стараемся их делать разного уровня, в этом году первая пятизвездочная гостиница должна открыться в центре города, расширяем возможности городского отдыха, сейчас в основном отдых только загородный, и, конечно, просто расширяем возможности наших туристических курортов с точки зрения вместимости. Ну и упаковка продукта в единую логику — то, чего сейчас объективно не хватает или на чем очень дорогая цена возникает. А в этом я считаю, что главное решение — это идти к созданию цифровых маркетплейсов по принципу как букинг.ком был, который сейчас ушел с рынка, который помогает человеку самому собрать продукт. Я убежден, что будущее не за турагентствами, не за индивидуальными турами, они останутся в нишевом сегменте, а массовый сегмент — это собранный руками тур. А нам на Камчатке еще предстоит собрать его из экосистемы поставщиков услуг сопоставимого качества. Потому что сейчас это гораздо сложнее сделать, чем городской туристический продукт. И в цифровом виде позволить его собирать. Это задача, которую я ставлю как приоритетную для будущего периода», — рассказал глава региона.

Безопасность туристов

По словам главы региона, Камчатка — это регион экстремального туризма, приключенческого. Но приключение не должно превращаться в опасность для здоровья и жизни. 

«Могу сказать, что мы серьезную работу в этом направлении проводим, вводим аккредитацию гидов, готовим на специальных программах, вплоть до того, что каждый капитан маломерного судна должен пройти подготовку по специальной программе работы с морскими млекопитающими — касатками, китами — чтобы уметь правильно провести экскурсию и не повредить, не напугать этих животных. Поэтому это очень серьезные вопросы и задачи для нас. В то же время я могу сказать о том, что страхи о том, что на Камчатке небезопасно из-за извержения вулкана, землетрясения, не обоснованы. Здесь сразу хочу сказать, что то, что кадры есть довольно пугающие о последствиях извержения, это достаточно локализованные последствия, они далеко от туристических мест, это 500 км от Петропавловска-Камчатского. И основной эффект, который туристы могут ощутить от извержения вулкана, это то, что, помимо привычного уже силуэта вулкана, они могут увидеть силуэт вулкана со столбом дыма или пепла, как повезет, и это такой некоторый дополнительный бонус с точки зрения привлекательности картинки», — рассказал Солодов.

Отметил он и обеспечение безопасности авиапутешествий.

«У нас, к счастью, в прошлом году обошлось без серьезных авиапроисшествий. В 2012 году были серьезные инциденты, мы сделали выводы из них, существенно ужесточены требования, внутренний контроль, контроль за подготовкой летного состава, регулярное техническое обследование средств. На самом деле вертолетный парк остаточно свежий у нас, его основу составляют российские вертолеты Ми-8, потому что в сложной гористой местности именно на них ставка делается. И здесь серьезного негатива я не вижу — факторов, тенденций. Наоборот, внимательное отношение, контроль», — рассказал губернатор. 

Он подчеркнул, что разбор всех происшествий приводит к тому выводу, что львиная доля, если не все, приходится на человеческий фактор. Не должен был пилот вести машину так, как он вел ее в тех или иных случаях, которые приводили к катастрофе. «И поэтому это внимательное отношение, обновление летного состава, омоложение его. И мы видим, что в это авиакомпании вкладываются и эти процессы идут. Другое дело, что у нас есть серьезный вопрос по парку самолетов. Мы готовимся, ждем, что будут самолеты российского производства, и очень надеемся на то, что промышленность выдаст те машины, которые так нужны нам. Потому что здесь, конечно, и парк устаревший, и нам нужно срочно его обновлять и расширять. Потому что на одних вертолетах не обеспечишь транспортную связанность. Мы готовимся с точки зрения наземной инфраструктуры, взлетно-посадочных полос. Но, конечно, самолет “Байкал”, другие воздушные суда, очень надеемся, что в ближайшее время в соответствии с графиком они к нам будут поступать, мы готовы их покупать и на них организовывать оказание туристических услуг», — рассказал глава региона.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых