Но почему на Западе можно купить билет на самолёт за несколько евро, а у нас всё только дорожает, особенно накануне столь долгожданных летних отпусков?
Геннадий Воронин, президент Всероссийской организации качества
«Просильщики» госденег – главы отечественных авиакомпаний – жалуются на то, что дорожают авиатопливо и обслуживание в аэропортах. Но если компания так боится потерять прибыль из-за повышения цен на керосин и другие тарифы, то надо вообще разобраться и понять, а не слишком ли велика эта прибыль.
У народа зарплата не растёт. И задачу президента о повышении качества жизни надо решать. Поэтому о повышении цен на билеты надо забыть. Уже и так наповышались. Сегодня только 3% жителей страны пользуются авиацией. В 1990 г. гражданская авиация перевезла 142 млн человек, а в минувшем году – только 35 млн. Такова статистика.
В 1970-е годы я работал в Ульяновске и часто летал в Москву. Билет тогда стоил 10 руб. (при средней зарплате в 170 руб.), сейчас – 5 тыс. (при средней зарплате 40 тыс. руб., по данным Росстата). Сопоставьте теперь зарплаты – и вывод будет ясен. Куда ещё задирать цены?
Западные авиакомпании вкладываются в развитие авиаотрасли и сдерживают свои аппетиты, а нашим здесь и сейчас нужна прибыль совершенно нерыночных масштабов. Всем понятно: можно перевезти 10 человек по невысокой цене, а можно – одного по очень дорогому билету. Прибыль компании в обоих случаях будет одинаковой. И в то время как западные компании идут по первому пути, понимая, что своими ценами стимулируют спрос и делают авиаперевозки популярнее и доступнее, наши в погоне за прибылью видят только путь высоких тарифов. А едва что-то идёт не по их расчётам – угрожают ростом цен и просят у государства денег.
Но, может быть, стоит не тянуть деньги из госкармана (справедливости ради, государство и так субсидирует многие направления авиаперелётов внутри страны), а умерить ожидания сверхприбыли?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции