— Все стремятся сокращать издержки, повышать эффективность производства, у нас же сокращают производство, не обращая внимания на эффективность. Логика такая: пусть продадим меньше, зато дороже. Почему? А просто потому, что производить у нас — невыгодно!
Шаром покати
Разного рода хитрые предложения по поводу регулирования цен уже поступают, в том числе с самого верха. Предлагают, к примеру, возродить сеть государственных магазинов «Океан». Это мы уже проходили. Помнятся частушки по этому поводу: «Две кильки в томате, две дуры в халате, вокруг чешуя, и нет ни …». Потом, кстати, было громкое дело и расстрелы руководителей «Океана». Подобное и американцы проходили в начале 70-х гг. прошлого века, когда президент Никсон пытался ввести госцены. Никсон тоже плохо кончил, хоть и по другой причине.
Но как обуздать цены, чтоб вновь не приучать народ к массовому виду советского магазинного спорта «шаром покати» и при этом не принуждать его платить лишнее? А стоило бы начать с отсечения той части цены любого товара и услуги, которая называется коррупционной. Так, в цене товара в московском магазине доля уплаченных производителями и торговцами взяток разным чиновникам (число которых в стране за последние 8 лет увеличилось в несколько раз) плюс стоимость аренды помещения доходит до 70%. Покупая, скажем, бублик за 1 руб., до 50-70 коп. вы фактически вносите на счета тех граждан, которые эти бублики не пекут, не продают, но исправно выдают (или не выдают) разрешения-позволения на то, чтобы их печь или продавать. Или сдают здания в аренду. Не все потенциальные производители бубликов могут выдержать такой отбор, так что на стадию их выпечки выходят лишь единицы, монополисты, с самой высокой ценой, куда заложена вся их «борьба за место».
Схема накруток
Отсюда вторая важная составляющая завышенных цен — монополизм, недостаток реальной конкуренции. У естественных монополий, к примеру, всегда есть доводы в пользу того, что надо срочно повышать тарифы и цены ради блага народа. Но ладно — естественные монополии. В рыночной торговле, в производстве товаров народного потребления монополизация в стране почти незаметна. Зато крайне высока (почти 100%) степень монополизации среди тех, кто представляет «инфраструктурные» и прочие услуги, — это уже административная монополия, самая опасная. На самом деле это просто более цивилизованный «прикид» той же коррупции. У тебя мастерская или магазин? Подключение к воде, газу, канализации и так далее — иди направо, страховку оформишь тоже в указанной конторке, да все услуги — по административному перечню. Траты потом, конечно, ложатся в цену товара мастерской или магазинчика.
Третья причина — несметное число отсталых производств, которые просят (и получают десятки миллиардов рублей) госпомощь на консервацию убогого производства и лоббируют закрытие границ для конкурентов. Всё это, коротко говоря, делает рост цен неизбежным.
Справка «АиФ»
Средний рост цен в РФ на некоторые товары и услуги с марта 2008 г. по март 2009 г.: хлеб — 17%; авиаперелёт — 21%; путёвка в санаторий — 15%; детская обувь — 9%. Для сравнения: в Германии за год цены выросли всего на 0,5%, а в Латвии только за один месяц продукты подешевели на 1,1%.