Михаил Щапов, член Комитета ГД по бюджету и налогам
Самый высокий уровень зарплат на Чукотке (187 тыс. у врачей и 94 тыс. у учителей). А врачи Алтайского края должны жить на 12 тыс. в месяц, учителя Дагестана – на 20. Разница огромная!
Напомню, что президент поставил цель довести зарплату учителей до уровня средней по региону, у врачей вознаграждение должно быть в 2 раза больше. Если верить статистике Росстата, эта цель достигается. Вопрос – какими методами?
Например, учитель должен получать средние для региона 37 тыс. Из чего они складываются? В основу зарплаты кладётся оклад в 8 тыс. К нему прибавляются коэффициенты за категорию и нагрузку. Получается 12 тыс. Плюс компенсационные надбавки за проверку тетрадей, классное руководство и т. д. – зарплата вырастает до 21 тыс. У тех, кто готов работать на износ, есть возможность получить ещё и стимулирующие надбавки (участие в ЕГЭ, организация экскурсий, победы учеников на олимпиадах и т. д.). В результате у того, кто просто честно делает свою работу, зарплата так и останется 21 тыс., а у того, кто вкалывает за пятерых, наберётся в районе 50 тыс. А средняя получится – те самые 37 тыс. из отчётов Росстата. У врачей похожая история.
Вся эта система приводит, во-первых, к диспропорции в зарплатах между регионами. В богатых нефтью и газом она выше среднероссийской в разы: там выше зарплаты и, соответственно, надбавки. Есть разница в зарплатах и внутри региона. Например, в отдалённых районах в малокомплектных школах учеников человек 30, и, как ни крутись, больше 30 тетрадей не проверишь, там нет музеев, чтобы сходить на экскурсию. В итоге учителя там порой не зарабатывают и 20 тыс.
Надо полностью сменить подход к оплате работы бюджетников – основной частью в ней должен стать фиксированный оклад. Надбавки же пусть выплачиваются тем, кто готов работать больше. Да, это потребует увеличения бюджетных расходов минимум в 2 раза. Деньги изыскать можно, если, например, ввести прогрессивную ставку налога на доходы физлиц или отменить многочисленные льготы экспортёрам сырья. Уже две эти меры дадут до 2–3 трлн руб. в год.
На первое место в мире сейчас выходят качество образования, рост продолжительности жизни людей, их здоровье. Если мы отстанем в этих вопросах, то окажемся на обочине мировой экономики. Поэтому изменение подходов к финансированию бюджетной сферы становится одним из условий выживания в будущем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции