Если переводить на понятный для людей, не знакомых с экономической терминологией, язык, это значит, что впервые с 2014 года государство имеет в резерве столько средств, что способно погасить все свои долги, — внешние и внутренние — включая долги федерального правительства, регионов и муниципальных образований.
Но все это исключительно игра терминами. Никто на самом деле никакие долги погашать из резервных фондов не собирается. Куда стране без запасов?! Но зато теперь мы знаем, что пять лет государство активно наращивало средства и госдолг ушел в минус. То есть деньги в стране есть и можно кричать «браво» экономическому блоку правительства. Но спешу разочаровать: показатель этот условный и нужен скорее для того, чтобы успокоить народ.
Потому что снижение долга до отрицательной отметки — это вовсе не показатель того, что государство даст людям стать богаче. И положительный баланс госдолга — вовсе не повод для государства начать активнее обычного вкладывать средства в социальную сферу: возводить больницы, детские сады, школы, строить дороги. И даже не повод наращивать производственную мощь страны: модернизировать предприятия, создавать новые промышленные гиганты. И уж совсем не повод становиться вдруг социальным государством, хотя это и прописано в 7 статье Конституции. Потому что в стране всегда есть небольшая группа граждан, которым эти деньги нужнее здесь и сейчас. Таковы реалии российской жизни, где рынком, увы, управляет не экономика, а политика.
Хотя, конечно, некоторым все-таки перепадёт от бюджетного пирога. Например, появилась информация о предстоящей сделке по покупке Национального резервного банка. Его владелец — экс-депутат ГД, и он пытался продать свой актив несколько лет, но цена никого не устраивала. А теперь отдать деньги в частные руки готовы Государственная транспортная лизинговая компания и Евразийский банк развития. Зачем это государству? Неужели для того, чтобы обеспечивать доходность бюджета, внебюджетных источников, создавать рабочие места, повышать уровень жизни своего населения? Нет, государство скупает активы только из личных интересов отдельных граждан. Когда продать надо во что бы то ни стало, а государство не обеднеет.
Примерно так же госденьги спускаются госкорпорациями на непрофильные активы: например, футбольные клубы. Проекты нашими экономическими монстрами затеваются в основном в рамках государственно-частного партнерства. То есть оплачивать победы приходится в том числе и нам с вами. Но в таких случаях хотя бы клуб есть, игроки выходят на поле и гоняют мяч.
Встречаются и активы фантомные. Например, в одной госкорпорации нашли фиктивную структуру. Ее сотрудники, ничего не делая, очень активно получали зарплату. На 70 миллионов рублей! Организация за всё своё существование не заключила ни одного контракта, кроме как со своей материнской компанией. Очевидно, что структура создавалась для работы с непрофильными активами и недвижимостью. Следствие по этому делу ведется.
В общем, не стоит обольщаться: хотя госдолг у нас на бумаге уменьшается, он не исчезнет никогда и никуда, коррупционеры не дадут расслабиться. Хуже другое: они, по сути, тормозят развитие экономики страны. Ведь на монополизированных ими рынках мог бы успешно развиваться средний и даже малый бизнес. Который, как известно любому экономисту, является основой финансового благополучия любого социального государства.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции