Примерное время чтения: 3 минуты
1891

Мечта о халяве. Стоит ли платить деньги за время пути на работу

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. Брать под крыло. Какие хищные силы защищают российское небо 16/08/2023

Считать рабочим время, потраченное на дорогу от дома до офиса или цеха, предлагает директор Института исследования проблем современной политики Антон Орлов. Свои соображения он направил главе Минтруда Антону Котякову. По оценкам экспертов, дорога из дома на работу и обратно у россиян в среднем занимает от 10 до 20 часов в неделю. По действующему законодательству, это время не включают в трудочасы. Пора ли менять этот подход?

Президент SuperJob Алексей Захаров:

— Это абсолютный бред. У работодателя нет ни возможности, ни полномочий проверять, где на самом деле живет сотрудник, сколько времени он тратит на дорогу. Может, от адреса по прописке ему три часа на перекладных добираться, а он снимает квартиру в соседнем доме? Кто и как должен это выяснять?

Годы удаленки научили строить работу людей творческих профессий без их физического присутствия на рабочем месте. Для них действительно нет разницы, где они трудятся, по сути, им платят за объем работы. В этом случае нет никакого смысла доплачивать за время в дороге.

Для специальностей, в которых очное присутствие необходимо, — тот же рабочий персонал, это вообще не имеет никакого смысла. Человек трудится только находясь на производстве. А где он живет и как добирается — его личное дело.

Есть одно исключение — вахтовые рабочие, которых на спецтранспорте везут от общежития до цеха или места проведения работ. Вот у них время в пути входит в оплачиваемый рабочий день. Но тут все понятно: откуда, куда, как, зачем, сколько.

В принципе, Трудовой кодекс позволяет предусмотреть всевозможные компенсации в трудовом договоре, все зависит только от доброй воли работника и его нанимателя. Если они решат, что сотрудник, которые едет издалека, в пути должен выполнить какие-то функции, это можно вписать в контракт. Если же человек не успевает в свои офисные часы что-то сделать и часть процессов осуществляет в транспорте — это его право распоряжаться собственным временем. Такая практика возможна и законна, но это частный случай.

Ни в одной стране, даже более богатой, чем Россия, подобной практики нет. На самом деле это чистой воды популизм из серии: а пусть нам ни за что повысят зарплаты. Просто потому, что быть богатыми и здоровыми намного лучше, чем бедными и больными. Но так это не работает, нормативные акты с таким обоснованием никто не принимает.

Мнение эксперта Захарова может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах