Анна Очкина, руководитель Центра соцанализа Института глобализации и соцдвижений:
— Когда власти регионов называют бюджеты социальными, я думаю, они имеют в виду то, что большая часть расходов казны идёт на социальную сферу: здравоохранение, образование, культуру, а не, скажем, на строительство дорог или проекты по поддержке бизнеса. Противопоставляя социальный бюджет бюджету развития, они таким образом набирают очки в глазах населения.
Теперь о сокращении соцрасходов, которые происходят в регионах. Власти оправдываются: времена трудные, надо поджаться. Но такая политика очень опасна. А в некоторых случаях вообще бессмысленна. Допустим, вы сократили финансирование здравоохранения на 50%. И что это значит? Больному будут теперь пол-укола делать, когда он нуждается в полноценной дозе лекарства? Он такими половинными дозами никогда не вылечится, и деньги на его лечение придётся выделять вновь и вновь. И где же тут экономия бюджетных средств?
Есть ещё одна очень нехорошая тенденция — переход на так называемую адресную социальную помощь. Нам говорят: в условиях нехватки средств помогать будем только самым бедным. Но это не стимулирует людей искать дополнительные источники заработка. Это заставляет их держаться за свою бедность. Ведь, официально числясь крайне бедным, человек получает гарантированную помощь государства, прилагая при этом минимум усилий. Перешагнув черту бедности, он эту помощь теряет и становится гражданином, на котором чиновники экономят, сокращая бюджетные расходы на образование и здравоохранение. От адресной помощи исключительно бедным слоям населения во многих странах мира уже отказались, признав, что она не борется с бедностью, а лишь воспроизводит её. Но мы почему-то не хотим учиться на чужих ошибках и вновь вступаем на этот неверный путь.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции