…Бывший мэр американского города Нью-Орлеан Рэй Нейгин недавно получил 10 лет тюрьмы за кражу 500 тысяч долларов из средств, выделенных на восстановление города после печально знаменитого урагана «Катрина». Прокурор требовал «двадцатку», но смягчили «по семейным обстоятельствам». За аналогичную взятку (полмиллиона «зелёных») мэр китайского города Гуйян Ли Чэнлун приговорён к расстрелу, а вице-спикер парламента КНР Чен Кацзе, хапнувший на 4,5 миллиона долларов, «выразив раскаяние» и возместив ущерб государству, отделался 16 годами лагерей. Экс-президент Балеарских островов (автономия в составе Испании) осуждён на 6 лет тюрьмы, ибо посмел потратить 500 тысяч евро из бюджета за хвалебные статьи о себе в прессе. На этом фоне просто замечательно звучит сообщение: наш «самый гуманный суд в мире» приговорил экс-главу Департамента имущественных отношений Минобороны РФ Евгению Васильеву за хищение 3 млрд рублей (по старому курсу — $100 миллионов) к 5 годам колонии. Она отсидит максимум 2,5 года — благо уже отлежала половину срока на диване в своей квартире под домашним арестом. Так и хочется спросить: это борьба с коррупцией или юмористическое шоу типа «Камеди-клаб»?
Ещё моя прабабушка рассказывала, как её отец (московский купец средней руки) в царское время платил околоточному надзирателю пять рублей золотом ежемесячно, чтобы тот «обеспечивал порядок у магазина» — и никого это не возмущало, положено-с. С тех пор мало что изменилось, однако появляется вопрос. За похищение четырёх кур можно «огрести» три года строгого режима (именно такой приговор в 2008 году суд вынес одному жителю Хакасии), а за кражу миллиардов рублей — на полгода меньше? Как сказала мне в своё время в Гонконге замдиректора пресс-службы Независимой комиссии против коррупции Валентина Чэн, «когда чиновник замешан во взяточничестве, он должен сесть в тюрьму на долгий срок, а всё его имущество — конфисковано. Иначе люди попросту не будут верить правительству».
Женщина, обвиняемая в хищении 100 миллионов «зелёных», является в суд в бриллиантовых серёжках, с дорогущей сумкой из шкуры крокодила, в дизайнерской одежде, специально подчёркивая своё богатство, не пытаясь вызвать жалость — само собой, ей же дадут за воровство не пожизненное заключение или расстрел, а символический срок. Чего бояться её коллегам? Теперь они знают: если украдут гигантскую сумму, их посадят дома на диванчик, а потом максимум приговорят к 2,5 годам в колонии, да и то не факт. Министр обороны Сердюков, подписывавший документы Васильевой, и вовсе не привлечён к ответственности.
Наша борьба с коррупцией — это словно в Китае проводили бы игрушечные казни. Просто представьте себе — китайцы приговорят чиновника к расстрелу, а потом выпускают в смертника струйку из водяного пистолета или присоску из пластмассового детского ружья и объявляют дело закрытым. Ну как, посмотрите, мы же его публично осудили и казнили, ага. Фантастика? Много шума, скандал на всю страну, тонны украденных денег, результат — пшик на постном масле. Сотрудники министерств должны бояться воровать, трястись от страха, понимая, что в случае коррупции их посадят на десять – пятнадцать лет, отберут имущество. Подобная безнаказанность в верхах рождает мысли у мелких чиновников — «Они там миллиардами крадут, а мне лишних тысячу баксов с просителя нельзя содрать, что ли?». Судебный процесс и мягкий приговор Васильевой заставляют вспомнить цитату из пьесы Леонида Филатова: «Что меня, я всё приму… ссылку, каторгу, тюрьму. Но! Желательно в июле — и желательно в Крыму». Кстати… что-то мне стало интересно — а где именно будет расположена колония, куда отправят отбывать срок Васильеву? Не удивлюсь, если реально в Крыму или на Пхукете. Она ж не курицу, в конце концов, украла. Приличный человек.
Читайте также: Васильевой отказали в новом матрасе и пилке для ногтей в камере