Юрий Крупнов, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития
Рабочие места есть, но они некачественные. Поэтому предложение вернуть наказание за тунеядство, которое некогда существовало в Советском Союзе, выглядит как явное издевательство. В СССР была полная занятость, объявления «Требуются...» висели на каждом углу. Поэтому, возможно, тех, кто, не работая, таким образом противопоставлял себя социуму, ещё можно было как-то критиковать. В современной России велик уровень скрытой безработицы, существует такое позорное явление, как «работающие бедные», когда, даже работая с утра до вечера, человек не может вырваться из нищеты. Имеет ли право государство в такой ситуации штрафовать людей, которые отказываются трудиться за копейки и пытаются найти более или менее оплачиваемую работу?
Принимая решения, касающиеся российского рынка труда, надо учитывать ещё одну его специфическую особенность. У нас 40 млн человек работают в теневом секторе экономики. А есть ещё самозанятые, есть работники многих предприятий малого бизнеса... Они не платят налоги, не делают отчисления в Пенсионный фонд. Но эти люди трудятся, создают продукт. Объявлять их тунеядцами как минимум несправедливо. В тень они ушли не от хорошей жизни. Задача государства - вернуть их в правовое поле. А это можно сделать путём более гибкой налоговой политики, защиты от коррупционеров в различных госструктурах.
Пока не созданы качественные рабочие места, не сформировано уважение к труду, пока люди уходят в теневой сектор экономики, спасаясь от высоких налогов и сборов, какие-то другие реформы и попытки изменить ситуацию на рынке труда не спасут.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции