Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации
При введении единого дня голосования, упрощающего и удешевляющего процедуру выборов, о Госдуме, похоже, забыли. Сейчас недоработку решили исправить и перенести парламентские выборы 2016 г. с декабря на сентябрь.
Предложение переросло в споры, так как политически выборы в начале сентября нерациональны: избирательная кампания приходится на лето, когда массы избирателей игнорируют политику. А тот факт, что у многих отдых или работа на огородах продолжается и во второе воскресенье сентября, снижает не только осмысленность выбора, но и явку. Разумно назначить единый день голосования на начало декабря, но, похоже, его дату определяют противники содержательных дискуссий и «всеобщих выборов с открытыми глазами».
На этом фоне поразительно мелочны претензии некоторых депутатов Госдумы, желающих компенсации за сокращение срока работы.
Да, перенос выборов с декабря на сентябрь означает, что непереизбранные депутаты потеряют доходы за три месяца, что с учётом ежеквартальной премии составляет около 1,2 млн руб. И тут встаёт вопрос не столько недополученных доходов «народных избранников», сколько обоснованности их величины. Даже после 10%-ного сокращения они выше средней российской зарплаты за апрель в 11,5 раза (а разрыв с большинством избирателей превышает 15 раз), в то время как в США лишь в 3, а в Германии в 2 раза.
Депутаты Госдумы, похоже, забывают, что цель их труда не деньги, а общественное благо. И печаль о потере денег, а не о времени служения народу исчерпывающе характеризует соответствие части депутатов своим креслам. Хотя сомнительные законы, принимаемые депутатами (чего стоит бюджет 2015 года, рассчитанный исходя из невозможной на момент принятия цены нефти в 96 долл./барр.!), характеризуют их весьма ярко. Возможно, кто-то таким образом надеется заработать дважды: получить компенсации за досрочные выборы, а потом зарплату за то же время - уже как депутаты нового созыва.
Интересно, что введение единого дня выборов сократило сроки полномочий огромного числа депутатов региональных парламентов и местного самоуправления, да и губернаторов. Но мне не приходилось слышать, чтобы кто-то из них требовал компенсации за не отбытое в должностях время.
Может быть, смысл политической работы становится значительно понятнее «на земле», а не в роскошном здании на Охотном Ряду?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции