Андрей Жвирблис, замгендиректора Центра «Трансперенси Интернешнл - Россия»:
— Поначалу декларации были лишь развлечением: посмотреть, у кого какая квартира или машина. Но антикоррупционный смысл системы декларирования раскрывается тогда, когда есть возможность сравнить данные за несколько лет. Если на протяжении этих лет человек живёт на одну зарплату и вдруг покупает себе роскошный особняк, то появляются основания задать вопрос: откуда деньги?
Но проблемы тем не менее остаются. Единую базу данных, над которой сейчас работают общественные организации, по крохам собирая сведения из официальных источников, должно формировать государство. Единая электронная база предусмотрена национальным планом противодействия коррупции, но её создание идёт небыстро. По-прежнему есть проблемы и с качеством документов. Для федеральных чиновников существует чёткая форма представления данных и обязанность их публиковать, хотя данные бывают далеко запрятаны на сайтах ведомств. А вот в регионах иногда трактуют закон очень вольно.
Так, в прошлом году более 700 депутатов региональных законодательных собраний не раскрыли своих доходов. Но ведь это люди, которые (даже если они не получают зарплату) занимают важные должности и могут использовать своё положение на благо своего бизнеса. Кроме того, мы часто не можем судить, чем занимаются богатые жёны некоторых чиновников. Не из-за покровительства ли супругов они так богаты? А ещё не декларируются драгоценности и предметы искусства, которые могут быть дороже квартир...
Но самая главная проблема - наказание за спрятанные доходы и имущество, которое находят у чиновников, остаётся крайне избирательным. А «высшая мера» наказания часто - увольнение по утрате доверия. Хотя в законе есть возможность изъятия такой собственности, не говоря уже об уголовном преследовании за коррупцию. Вдобавок зачастую мы даже не знаем фамилий людей, утративших доверие! А по-хорошему должен быть их реестр - ведь доверие они теряют не только у своего начальника, но и у всего общества.