Константин Андрианов, заведующий отделом Института социально-экономических проблем народонаселения РАН
Может быть, господин Силуанов оговорился? А на самом деле он хотел сказать о возможности дополнительного триллиона доходов при более благоприятной ситуации в экономике вдобавок к тем 14 трлн, которые формируют доходную часть? Но так или иначе к этой части бюджета, как и ко всему документу, есть немало вопросов.
Главный - почему не использован целый ряд источников средств? А ведь с их учётом дополнительный доход может быть даже больше 2 трлн. Только введение прогрессивного налога на капиталы сверхбогачей, по оценке экспертов, даёт казне примерно 500 млрд рублей. Такая шкала налогообложения существует во Франции, США и ещё 32 странах. Отмена возврата НДС для экспортёров сырья даёт ещё 1 трлн 650 млрд. К сожалению, в Минфине не захотели принять эти предложения.
Причём эти триллионы для нас были бы далеко не лишними! На различных заседаниях как раз чаще всего звучала именно эта цифра - 2 трлн руб. требуется для реализации нашей стратегии импортозамещения. Возврат нефтяникам НДС ничего хорошего экономике страны не даёт - он лишь консервирует её сырьевую структуру. Если помогать - то аграриям для обеспечения продовольственной независимости и экспорта сельхозпродуктов или экспортно ориентированным отраслям промышленности. Надеюсь, что после оглашения Послания Президента произойдёт поворот именно в эту сторону. Пока же мы не тем помогаем, а значит, и не можем ждать положительных изменений в экономике.
По моим подсчётам, налоги на сверхбогатых и отмена возврата НДС принесли бы бюджету 2,1 трлн руб. Часть этих средств можно было бы израсходовать на латание дыр социального блока. Например, сохранить прежний механизм индексации пенсий - по фактической инфляции.
У экономического блока правительства и прежде всего у Минфина была возможность одолеть кризис, подготовив иной бюджет - бюджет развития. Однако решение важнейших задач нашей экономики опять откладывается.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции