Примерное время чтения: 6 минут
10108

Чем поделиться с народом?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. ...А мы крепчаем! 17/08/2016
Вячеслав Костиков.
Вячеслав Костиков. АиФ

Десять лет назад россияне в своих высказываниях довольно активно поддер­живали «капиталистический способ производства», верили, что конкуренция и частная инициатива выведут страну на линию устойчивого роста. Сегодня частный энтузиазм тает на глазах. Всё чаще, особенно в регионах, звучат требования начать прямую раздачу населению средств из государственных накоплений. Что значит «прямая раздача», никто объяснить не может. Но это свидетельство того, что многие семьи приближаются к той грани, где разграничить бедность и нищету уже трудно. Специалисты по семейным отношениям, демографы бьют тревогу: семьи, в которых появляется второй ребёнок, оказываются в крайне трудном положении. И это ведёт к серьёзным последствиям: увеличивается число больных алкоголизмом, растёт уровень насилия в семье, замедляется развитие детей, нарастает число разводов.

Обеднение людей ведёт к негативным изменениям и в менталитете россиян, и в политических предпочтениях. Растёт запрос на «госкапитализм». Опасаясь роста безработицы, люди требуют увеличения госзаказов для предприятий. За последние три года этот запрос среди населения вырос в два раза.

Партия воблы

Отторжение капитализма (во всяком случае, в тех формах, которые он приобрёл в России) влечёт за собой и девальвацию «буржуазных ценностей». Исчезает запрос на «свободу, равенство и братство». Ширится безразличие к той политической системе, в которой россияне живут. В стране более 100 партий, но о большинстве из них граждане и не слыхивали. Многопартийность дискредитировала себя. Появляются странные партии вроде Партии пенсио­неров, Партии любителей пива. Если завтра появится Партия любителей воблы или Партия доступного секса, мало кто удивится.

Люди всё меньше понимают, при каком строе они живут. Для большинства политический строй России сегодня олицетворяет «первое лицо». Воспроизводится старая советская система. Раньше жили при Ленине, потом при Сталине, Брежневе, Андропове, Горбачёве, Ельцине. Сегодня живём при Путине. На вопрос социологов «Чего бы вы желали для своей страны?» в ответах всё реже звучат такие слова, как «свобода личности», «демократия». Формально в стране сохраняются и свобода слова, и свобода печати, но государственные СМИ настолько завладели ушами и глазами россиян, что альтернативных мнений почти не слышно.

Не понимая, в чём смысл демократии, население всё чаще говорит о «сильной руке». А коммунисты, учитывая перемену настроений (особенно в регионах), активно эксплуатируют образ «отца народов». Растут электоральные надежды КПРФ. Настолько растут, что сталинистская риторика Г. Зюганова стала вызывать раздражение в Кремле. 

Фото: Коллаж АиФ/ Андрей Дорофеев

Другая бедность

Конечно, когда социологи говорят о бедности, они имеют в виду совсем иную бедность, чем та, которая живёт в памяти народа. Люди старшего поколения хорошо помнят, какой была бедность после войны. Для обширных слоёв населения она граничила с полуголодным существованием, с донашиванием перешитого старья, с теснотой коммуналок. «Хлеб да каша - пища наша». Символом бедности считалась телогрейка. Сливочное масло было признаком достатка, а мороженая треска - деликатесом. 

Сегодня нет чёткого понятия, что такое бедность. Есть понятие «порог бедности». Но, пытаясь прикрыть провалы экономической политики, чиновники всячески занижают этот «порог». В ходу старая советская уловка со «средним доходом», «средней пенсией», «средней зар­платой». У нас всё время пытаются усадить дядю Васю из Мытищ и любителей стокомнатных особняков в одну «продуктовую корзину». 

Да, за последние 10 лет доходы населения выросли почти в четыре раза. Бедность изменилась. Сегодня бедность - это не отсутствие белого хлеба на столе. Набитый желудок и наличие джинсов перестали быть признаком хорошей жизни. Размежевание на бедных и богатых идёт не по линии количества съеденного или купленного на рынке китайского ширпотреба, а по линии качества потребления и качества жизни. Сегодня почти всё, что гарантировано Конституцией, в той или иной форме приходится покупать.

Бедность сегодня - это утрата самоуважения и достоинства, это плохое жильё в «занюханном» районе, это ограниченность доступа к отдыху, культуре, спорту, лечению, хорошему образованию. Бедность - это плохие зубы, палёная водка, раннее старение. Бедность - это когда дети с малых лет чувствуют, что они «не в той категории».

*   *   *

Английские учёные открыли (ну и молодцы!), что человек научился улыбаться много тысячелетий назад. А первая улыбка появляется у детей в возрасте 3-4 недель. Знают учёные и об особенностях детских улыбок: дети улыбаются во сне. Улыбаются без всякой причины. Ведь груднички ещё не знают, при каком строе они живут, чем отличается наша демократия от европей­ской. Не думают они и о том, кем станут, будет ли обеспечена им достойная жизнь. Они даже не знают, кто такие В. Путин и Д. Медведев. Они просто улыбаются. От ощущения, что дышат, живут и что кто-то (родители или Господь Бог) даровал им жизнь. 

А вот взрослые россияне, особенно одетые в «Бриони» и «Гуччи», делиться улыбкой с ближними учатся с большим трудом. 

От улыбки хмурый день 
светлей,
От улыбки в небе радуга 
проснётся,
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё 
вернётся…

Господа! Поделитесь с народом. Не хотите деньгами? Ну тогда хотя бы улыбкой…

Оцените материал
Оставить комментарий (139)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах