Не будем описывать продуктовую корзину нашей знати. О ней нетрудно догадаться. Как гласит реклама одного из элитных продуктовых магазинов: «У нас есть всё, что есть лучшего в мире, и это лучшее надо есть». Как говорили в 90-е, красиво жить не запретишь.
С тех пор мало что изменилось. Разве что представления о красоте. Известна история о том, как Борис Березовский от щедрот олигархической души раздаривал родственникам услуживших ему политиков «Жигули». Те были счастливы. Сегодня такой подарок выглядел бы неприлично. В благодарность за услуги нынче дарят «Бентли», «Мазерати», антиквариат, квартиры, загородные дома. Но чаще всего просто переводят на счёт тех, кто услужил, крупные суммы денег. Естественно, питание в этих сферах не самое диетическое. На хлебе и кефире тут не сидят. И тем более страшно себе представить, какой стол могут позволить себе накрыть наши главные олигархи, чьё состояние недавно оценил «Форбс»: Л. Михельсон (14,4 млрд долл.), М. Фридман (13,3), А. Усманов (12,5), В. Потанин (12,1), Г. Тимченко (11,4), А. Мордашов (10,9), В. Вексельберг (10,5)...
Богатейшие бизнесмены России по версии Forbe
Богатейшие бизнесмены России по версии Forbe
Народная диета
А как питаются другие? Что едят люди, живущие на прожиточный минимум? А ведь в России есть ещё и такие, чьи доходы не дотягивают и до минимума. И таких 14% населения. Что они приносят домой в своей продуктовой корзине? По мере возможности хозяйки стараются сохранить достойный уровень питания. Выкручиваются всеми мыслимыми и немыслимыми способами. В сельской местности выручают приусадебные участки, а многие горожане по-прежнему собирают урожай со своих дачных шести соток. Да и на гастрономическую экзотику наш народ особо не тянет. Попробуй-ка убедить русского человека есть водоросли, как в Японии, или жареных насекомых, как в Китае. Он готов экономить на многом - на одежде, на развлечениях, на культуре, даже на выпивке. Но не на еде! Даже в постные советские времена, когда за многими продуктами приходилось стоять в очереди, домашние холодильники были заполнены едой, а по праздникам столы заполнялись всякой «вкуснятиной». Стараясь сохранить традиции, россияне в последние годы заметно увеличили расходы на питание. Новые ботинки подождут. По данным социологов, теперь больше половины семейного бюджета у россиян уходит на еду.
Не до жиру…
И тем не менее резкое подорожание продуктов крайне негативно сказывается на народном столе. Судя по содержанию реальной, а не номинальной потребительской корзины (т. е. рассчитанного государством минимального набора необходимых человеку товаров - см. справку), миллионы россиян фактически скатываются к крестьянскому столу XVIII-XIX вв. А это почти полное отсутствие мяса и рыбы, а также кондитерских изделий. Вместо сливочного масла на завтрак у многих граждан теперь маргарин. Вместо уважаемой народом любительской колбаски россияне массово переключаются на картошку, капусту и пшёнку. В советские времена народные диетологи активно советовали есть салат из одуванчиков и варить варенье из черноплодной рябины. Но варенье требует сахара. А даже в официальной потребительской корзине на один роток сегодня прописано всего 1,6 кг сахарного песка в месяц. Вареньем не забалуешься…
Неудивительно, что люди всё пристальнее присматриваются к доходам чиновников. Но активного протеста нет. И, как говорят социологи, не предвидится. В России наблюдается поразительный (и, похоже, уникальный) феномен: люди не только не протестуют, но и стараются вообще не замечать проблем. Как бы отворачиваются от них. В результате даже в условиях кризиса и всё более очевидного падения уровня жизни социологи фиксируют зашкаливающие показатели «народного счастья». По последним опросам ВЦИОМ, счастливыми себя называют 83% россиян. Среди молодёжи индекс счастья ещё выше - более 90%. Это максимум за последние 25 лет.
Чему рады?
Чем объяснить такое явление, никто не знает. Не телевидением же. Тем более что уровень доверия к нему в последние годы упал. Объяснение, скорее всего, лежит в сфере психологии. Чтобы не деморализовать себя и своих близких, люди стараются не показывать своего неблагополучия, не говорить о нём. Возможно, сказывается и то, что у людей разные представления о счастье. Для счастья «по первой категории» нужны миллионы, дворцы, молодые любовницы, презервативы со стразами, костюмы от модных домов, киркоровы, поющие на свадьбе. А для большинства счастье - это «просто любовь», хорошая жена, верный и непьющий муж, здоровые родители, возможность дать образование детям.
* * *
В недавнем отчёте перед Госдумой премьер Д. Медведев не скрывал плачевного состояния экономики. Ну разве что чуть-чуть добавил в пейзаж мягкой акварели. Всё-таки Пасха была на носу, вокруг всё зазеленело, запахло куличами…
Об экономических проблемах даже в высших кругах сегодня не говорит разве что ленивый. Многие говорят бесстрашно, резко. А вот о чём не любят говорить - так это о моральном состоянии страны. Хочется верить рапортам о победном шествии счастья. Соответственно и в информационной сфере действуют по упрощённой советской схеме: вместо диалога с обществом идёт наращивание записного оптимизма. Но вот что интересно: нужные вопросы и нужные песни люди задают и поют преимущественно в присутствии начальства. А как только начальник за дверь (особенно в губерниях), начинаются совсем иные разговоры.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции