Никита Исаев, директор Института актуальной экономики
Мы соскучились по крепкому и дорогому рублю - за последние 1,5 года многие товары из-за его обесценивания подорожали в разы. Поэтому кажется, что, если рубль окрепнет, жить станет хоть немного легче.
Вот только нашему Минфину не до народной грусти. Российское Министерство финансов - это фактически большая бухгалтерия, оперирующая лишь цифрами. Для неё главное - наполнение бюджета. Поэтому дешёвый рубль - благо: пусть население купит меньше, зато на экспорт продадут больше.
С точки зрения бухгалтерии всё правильно. Но разве дешёвый рубль может быть самоцелью? Это лишь один из инструментов развития страны. А целью развития страны должно быть благосостояние её граждан. Не так ли, господин Силуанов? Впрочем, это вопрос не к нему. Не один министр финансов, а всё российское правительство должно обеспечить стабильный рост доходов, который сможет компенсировать нынешнюю курсовую разницу. А для этого нужны комплексные меры с подробными расчётами последствий, чтобы не допустить ухудшения положения граждан. Нужна новая национальная экономическая политика. Новый НЭП.
Первым шагом должно стать не сокращение сбережений населения, а сокращение неэффективных расходов государства: прекращение поддержки убыточных госкомпаний, отказ от серых схем госзакупок, избавление от посредников в социальной сфере. За счёт этого мы можем получить дополнительно 5 трлн руб., которые позволят в полной мере обеспечить социальные обязательства, провести индексацию пенсий и зарплат бюджетникам. Дальше включается реализация мобилизационного плана с программами поддержки и развития отечественного производства. Ведь если срочно не ввести НЭП, мы останемся и с дешёвым рублём, и без промышленности, и без валютных запасов уже к концу 2016 г.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции