Аналитики банка России предупреждают: в стране идет рост зарплат, при этом производительность труда не увеличивается. По их мнению, эта ситуация опасна ускорением инфляции. Получается, рост зарплат — плохо? С этим парадоксом разбирается президент рекрутингового сервиса SuperJob Алексей Захаров:
— Зарплаты росли всегда, не было ни одного периода, чтобы они снижались. Производительность труда могла повышаться, могла отставать, но пока есть инфляция, будет и постепенный рост доходов работников.
У нас нет ни единой для страны инфляции, ни производительности, ни общего рынка труда. В каждой профессии и в каждом регионе свои особенности. Где-то стоят заводы со старым оборудованием, так сотрудники за час труда создают меньше добавленной стоимости и получают небольшие зарплаты. Просто потому что бизнес там может себе такое позволить. Где-то построили современные цеха — производительность труда сразу выросла.
В модном и востребованном сейчас IT-секторе вообще нет единой тенденции. Доходы младших специалистов снижаются — множество людей переучились на разного рода краткосрочных курсах и пришли в отрасль. Предложение выросло сильнее, чем спрос, цена труда упала. Но большинство из этих новообращенных IT-шников никогда не поднимутся выше — они всегда будут работать только младшими тестировщиками, даже до среднего уровня не дорастут. Потому что в школе у них по математике выше трояка никогда не было, они получили какие-то практические знания на курсах, но не обладают фундаментальной подготовкой. И из-за этого более сложные задачи решать не могут.
У специалистов средней и высокой квалификации в IT доходы растут быстрее инфляции — наверное, это единственная отрасль с такими результатами. Их мало, всем не хватает, они могут буквально выкручивать руки руководителям топовых IT-компаний. И те понимают: если сейчас не прибавишь человеку денег, второго такого будешь потом очень долго искать.
Вообще во всех отраслях люди с квалификацией выше средней сейчас диктуют условия найма. В то же время низкоквалифицированный линейный персонал вынужден соглашаться на предложенные условия.
У нас за последние годы из страны уехало где-то полмиллиона человек. Около 10% из них — как раз высококвалифицированные специалисты. Большинство из тех, кто может, продолжают и из-за рубежа удаленно работать на отечественные компании. Но как минимум 10 тысяч высококвалифицированных специалистов мы потеряли окончательно — они нашли себе работу в той стране, куда уехали. Это врачи, люди, которые занимаются естественными науками, и остальные, кто не может работать исключительно у компьютера и по телефону. Это очень серьезная потеря для страны. Таких людей у нас мало, и от каждого очень многое зависит.
Когда-то у нас в стране бюджетники были самыми несчастными людьми — им платили мало, да еще и задерживали зарплату. Сейчас ситуация изменилась — в России, как и во всем мире, работа на государство стала престижной и востребованной. Чиновникам и бюджетникам зарплаты индексируют каждый год, у них хорошие социальные гарантии. Бизнес, чтобы не потерять людей, вынужден тянуться за госсектором. Так что разгон зарплат во многом вызван именно самим государством.
Свой вклад в общий рост зарплат внесла и СВО: мобилизованные на службу в большинстве своем сейчас имеют больший доход, чем был на гражданке. Но это не решающий фактор. Зарплаты у нас всегда растут и так. Сейчас их повышение в большинстве случаев отстает от уровня инфляции и излишней денежной массы не образуется. Располагаемые доходы населения сокращаются уже который год, номинальный же рост доходов позволяет людям в максимально возможной степени поддерживать привычный уровень жизни. Это хорошо и для экономики — совокупный спрос остается на уровне, производителям есть ради кого работать.
Мнение Алексея Захарова может не совпадать с позицией редакции